Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.
В корзине пусто!
27.07.2015

С начала года число проектов ГЧП возросло почти в два раза

За последние 5 месяцев количество проектов государственно-частного партнерства в России возросло почти вдвое: сегодня, по данным Центра развития ГЧП, в стране реализуется 998 проектов, находящихся на различных стадиях - от инициирования до эксплуатации. Из них 837 концессионных соглашений, 97 соглашений о ГЧП, 54 договора аренды государственной или муниципальной собственности с инвестиционными обязательствами арендатора, 8 долгосрочных инвестиционных соглашений и 2 контракта жизненного цикла.

«Активный рост проектов обусловлен прежде всего желанием органов местного самоуправления передать в концессию объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения для реконструкции и эксплуатации и тем самым снизить нагрузку на бюджет», - прокомментировал резкое увеличение числа проектов государственно-частного партнерства исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко. По его словам, на данный момент более 500 концессионных проектов находятся на этапе проведения конкурсных процедур - подача заявок, рассмотрение конкурсных предложений, определение победителя конкурса, подписание соглашения.

Наибольшее число проектов ГЧП – 392 - сосредоточено в коммунальной сфере, 319 – в сфере энергетики, 195 и 92 – в социальной сфере и сфере транспорта соответственно. Совокупная стоимость проектов составляет около 1,3 трлн рублей.

Если брать в расчет географические показатели, то лидером по количеству проектов государственно-частного партнерства является Приволжский федеральный округ (320), на втором месте – Центральная Россия (213), на третьем – Сибирь (157).

Напомним, что по статистике, представленной на Российской неделе ГЧП в марте 2015 года, в стране насчитывалось 595 проектов ГЧП.

Справка:

  • Количество проектов ГЧП по федеральным округам:
  • Приволжский федеральный округ - 320
  • Центральный федеральный округ - 213
  • Сибирский федеральный округ – 157
  • Северо-Западный федеральный округ – 98
  • Дальневосточный федеральный округ – 92
  • Южный федеральный округ - 57
  • Уральский федеральный округ – 46
  • Северо-Кавказский федеральный округ - 15
Подробнее... Скрыть
22.07.2015

Минздрав предложил включить в КЖЦ объекты здравоохранения

Минздрав предлагает внести изменения в нормативные акты, предусмотрев включение объектов здравоохранения в контракты жизненного цикла, а также предоставление земельных участков без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов в здравоохранении. Об этом заявила глава Минздрава Вероника Скворцова на совещании, посвященном инновационному развитию медицины, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы хотели бы внести изменения в постановление правительства, которое определяет список контрактов жизненного цикла в отношении различных объектов. Туда пока не входят объекты здравоохранения», - сказала Скворцова.

«Нам представляется целесообразным внести изменения в Земельный кодекс и дать возможность предоставления без проведения торгов земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной сделкой по привлечению инвестиций в отношении объектов федеральной инфраструктуры, с которыми эта сделка заключена», - заявила министр.

Кроме того, по ее словам, необходимо внести изменения в действующую законодательную базу, в частности, предусмотрев корректировку закона о концессионных соглашениях. Скворцова отметила, что необходимо существенно упростить возможности реализации проектов в сфере здравоохранения на базе концессионных соглашений.

Подробнее... Скрыть
21.07.2015

В рамках cтратегического форума «Транспортные системы России» представлен очередной номер ГЧП Журнала

2-3 июля 2015 года в Москве состоялся стратегический форум «Транспортные системы России: инвестиции в мобильность и интеграцию», на котором был представлен очередной выпуск ГЧП Журнала. Номер посвящен привлечению инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

С учетом недавнего принятия Госдумой федерального закона о ГЧП, в рубрике «Опрос» эксперты поделились своими мыслями на тему того, какие перспективы принятие закона открывает для транспортных проектов.

В «Теме номера» - интервью руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта и статья, посвященная реализации транспортных мегапроектов в направлении Восточной Азии, а также привлечению азиатских инвестиций в российские проекты.

В разделе «Проекты» рассмотрены три перспективных направления – развитие аэропортов, высокоскоростные магистрали и IT-технологии в транспортной инфраструктуре.

Проекты по созданию мостовых переходов, которые, несмотря на кризисные явления в экономике, активно развиваются, рассмотрены в разделе «Регионы».

В разделе «Лица» представлены генеральный директор ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Михаил Жеребцов и вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментом ОАО «Ростелеком» Ольга Румянцева.

Также в номере можно найти: научно-познавательную статью, посвященную 10-летию применения механизма концессии в современной России, уникальный международный опыт реализации проектов скоростного рельсового транспорта, авторские колонки и комментарии ведущих экспертов, представителей органов государственной власти и делового сообщества.

ГЧП Журнал — это первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Полная версия журнала доступна на сайте ГЧП Журнала.

Подробнее... Скрыть
15.07.2015

Москва / ЦФО

Доходы от платы за проезд 12-тонников направят в Федеральный дорожный фонд

В Правительстве РФ окончательно определились с тем, куда направить доход от платы, которую планируют взимать с большегрузного транспорта по новому закону. Как заявил на пресс-конференции начальник ФКУ «Дороги России Федерального дорожного агентства» Иван Григорович, деньги будут поступать в Федеральный дорожный фонд, откуда их распределят по региональным проектам, сообщает ИА REGNUM.

По словам Григоровича, проект по использованию средств уже сформирован, и находится в высокой степени готовности. «Мы не сомневаемся, что в установленные сроки, а именно с 15 ноября 2015 года, эта система заработает в полном объеме», - заявил он.

По предварительным оценкам, доход федерального дорожного фонда от новой системы взимания платы составит порядка 50 млрд рублей в год. Часть этой суммы планируется направлять на выплаты концеденту по концессионному соглашению, а оставшиеся средства пойдут на поддержку региональных проектов, пояснил глава ведомства.

По данным Федерального дорожного агентства, сейчас рассматривают уже порядка 100 проектов в сфере строительства дорог и искусственных дорожных сооружений, которые планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства. Общая стоимость проектов составляет свыше 1 трлн рублей. Как подчеркнул Григорович, благодаря инициативе с взиманием платы с большегрузного транспорта, уже в 2016 году у регионов появится серьезный источник для софинансирования.

Ранее портал PPPI.ru уже сообщал о намерении направлять деньги, полученные от владельцев транспортных средств, в Федеральный дорожный фонд, который является основным инструментом финансирования ремонта и содержания дорог. Прогнозируемый прирост ВВП благодаря созданию данной системы составит до 363 млрд рублей к 2024 году.

Напомним, в основе проекта СВП лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Таким образом платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках.

Подробнее... Скрыть
14.07.2015

Владимир Путин подписал федеральный закон о ГЧП

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст документа опубликован сегодня, 14 июля 2015 года, на официальном интернет-портале правовой информации.

Закон о ГЧП посвящен вопросам подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры.

Законопроект находился на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ во втором чтении с июня 2013 года. 30 июня 2015 года документ был принят Госдумой во втором чтении, а 1 июля – в третьем чтении. 8 июля закон был одобрен Советом Федерации ФС РФ.

Закон вступает в силу 1 января 2016 года.

Подробнее... Скрыть
02.07.2015

Роман Старовойт: «Наша совместная задача – раскрутить маховик ГЧП»

2 июля 2015 года, вслед за знаменательным событием для всех участников рынка инфраструктурных проектов – принятием в третьем чтении федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» - в Москве стартовал стратегический форум «Транспортные системы России‏: инвестиции в мобильность и интеграцию», организованный Центром развития ГЧП при поддержке Правительства Москвы, Министерства транспорта РФ, ТПП РФ, ГК «Автодор».

Ключевым мероприятием первого дня форума стало пленарное заседание «Интегрированные транспортные системы: консолидация федеральных и региональных ресурсов», модератором которого выступил председатель совета директоров InfraONE, председатель совета партнеров VEGAS LEX Альберт Еганян.

В ходе заседания, помимо вопросов интеграции различных видов транспорта между собой и развития интегрированных транспортных систем, были рассмотрен вопрос реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере транспорта. По словам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, на сегодняшний день реализуется 15 проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре на федеральном уровне (8 в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений и 9 в рамках концессионных соглашений), а на региональном уровне проектов значительно больше. «Хотел бы отметить тенденцию – ситуация очень быстро развивается, проектов ГЧП становится все больше, и транспортная инфраструктура – не исключение. Сейчас реализуются 8 проектов в области фото-видеофиксации, есть проекты, которые на уровне регионов рассматриваются в рамках парковочного пространства. И надо сказать, что закон, который вчера был принят, все-таки будет способствовать появлению новых проектов ГЧП», - подчеркнул Селезнев.

Той же позиции придерживается руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт: «Наша совместная задача, и мы этим сейчас занимаемся – раскрутить маховик государственно-частного партнерства - будь то концессии, ГЧП в прямом виде, или реализация комплексных проектов. Можно по-разному называть, но это партнерство государства и бизнеса. Необходимо раскрутить маховик, сделать так, чтобы субъекты понимали процесс, набирали квалифицированные кадры, которые бы говорили с бизнесом на одном языке».

Подробнее... Скрыть
01.07.2015

ГЧП по закону: проекты по правилам

С 1 января 2016 года Россия будет жить в новой реальности привлечения инвестиций в инфраструктуру - Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».

В будущее с оптимизмом

Закон будет ратифицирован Президентом в июле, до его вступления в силу остается еще полгода, а сколько будет формироваться рынок проектов ГЧП предсказать достаточно трудно – закон «О концессионных соглашениях» тому пример. Тем не менее эксперты оптимистично смотрят на перспективы закона и выражают уверенность в его жизнеспособности: «Закон о ГЧП предусматривает ряд механизмов, которые значительно расширят возможности партнеров по структурированию ГЧП-проектов и создадут серьезную альтернативу концессии, а в перспективе позволят не только расширить рынок ГЧП-проектов, но и вывести его на качественно новый уровень» - уверен Председатель Совета директоров InfraOne и председатель Совета партнеров VEGAS LEX Альберт Еганян.

Мы постарались разобраться, может ли закон действительно расширить рынок проектов и устраняет ли он существующие ограничения, которые тормозили процесс привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру.

«На сегодняшний день в виду отсутствия федерального закона, регулирующего реализацию проектов ГЧП в 44 субъектах РФ сдерживается реализация 142 проектов ГЧП. Из особенностей закона, которые снимут имеющиеся ограничения и позволят вывести ГЧП в нашей стране на качественно новый уровень, можно отметить: возникновение у инвесторов частной собственности на объекты ГЧП, гарантии окупаемости инвестиций частного партнера и снижение рисков оспаривания контрольно-надзорными органами соглашений о ГЧП, которые имели место в региональном законодательстве о ГЧП», - отмечает заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Мария Ярмальчук.

Возникновение права частной собственности на создаваемые объекты – обязательный элемент соглашения, наряду с обязательствами частного партнера по созданию объектов инфраструктуры, их эксплуатацией или техническим обслуживанием, полным или частичным финансированием на этапе строительства. Такой подход соответствует лучшим международным практикам по расширению моделей реализации проектов ГЧП. Также стоит отметить, что в случае, если затраты публичной стороны в проекте больше, чем объем инвестиций частного инвестора, то объект инфраструктуры должен быть передан в собственность государства по истечению срока соглашения.

Важной новеллой в отношении гарантий частного партнера является закрепление субсидии, как единственной формы предоставления бюджетных средств публичным партнером в соглашениях о ГЧП. Это позволяет устранить неопределенность, которая, например, и сейчас сохраняется в концессиях – отсутствие четкого соответствия между финансовыми обязательствами государства по соглашению и формами предоставления бюджетных средств. Правда для жизнеспособности данной нормы потребуются дополнительные внесения изменений в Бюджетное законодательство.

На пути к совершенству

Ряд экспертов отмечает необходимость доработки закона уже в ближайшее время: «Ограничения по участию в проектах в качестве частного партнера иностранных юридических лиц и компаний, находящихся под контролем государства, совершенно не обоснованы и не соответствуют лучшей международной практике» - рассуждает партнер международной юридической фирмы Hogan Lovells (CIS) Александр Долгов. Действительно законом напрямую вводится ограничение на «государственно-государственное партнерство», что может затруднить запуск проектов ГЧП на начальном этапе, и если в предыдущей редакции законопроекта был предусмотрен трехлетний переходный период, то уже с момента вступления в силу закона стоит привыкать к тому, что доля государства в компаниях, которые планируют запускать проекты, должна быть менее 50%.

«Следующий момент, вызывающий вопросы – исчерпывающий перечень объектов соглашений о ГЧП, который создает препятствия (например, в сельском хозяйстве, за исключением мелиорации) или, по крайней мере, из-за которого возникают «серые зоны» (например, фото - и видеофиксация нарушений ПДД) в отношении реализации проектов ГЧП. Перечень можно сделать открытым, либо спустить его на уровень Правительства РФ, либо вместо пообъектного подхода установить общие сферы применения ФЗ о ГЧП» - продолжает Александр Долгов. Перечень действительно носит закрытый характер и из него помимо прочего исключены объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, ввиду специального регулирования законодательством о концессиях, а также дороги федерального, регионального и местного значения. Одно из нововведений перечня – линии связи и коммуникаций, иные объекты линии связи и коммуникаций.

В ответе за качество

Ключевое нововведение закона – внедрение института оценки эффективности проекта на этапе его подготовки. Оценка эффективности будет строиться на основании оценки финансовой эффективности от реализации проекта и достижения социально-экономического эффекта, рассчитанного с учетом целей и задач, определенных в документах стратегического развития. Процесс оценки может достигать 180 дней, а сама методика оценки должна быть утверждена Правительством до конца года.

Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев предлагает системное решение этого вопроса: «Уже сейчас важно консолидировать усилия экспертного сообщества по подготовке методики такой оценки и внедрению ее на региональном уровне. Мы обладаем определенным опытом по разработке такого рода документов и планируем оказывать всяческое содействие Минэкономразвития России в этой работе. Грамотная методика позволит ускорить процесс принятия решений о реализации проектов и позволит оценить качество проектов на этапе их структурирования».

Также оценка эффективности коснется и частной инициативы, в связи с чем подготовка предложения инвестора будет занимать существенно больше времени, поскольку он обязан будет предоставить сведения не только общего характера и проект соглашения, но и материалы, которые позволят оценить финансовую эффективность перспективного проекта, а также его социально-экономический эффект. Рассмотрение предложения инициатора может растянуться до 11 месяцев, а вот позволит ли это избежать некачественного проекта, покажут усилия партнеров.

Региональная повестка

Субъекты Российской Федерации должны привести в соответствие региональную нормативно-правовую базу в соответствие с нормами федерального закона. На текущий момент в субъектах РФ принят 71 региональный закон о ГЧП и более 200 региональных и муниципальных нормативно-правовых актов в сфере ГЧП. «Одной из ключевых задач Центра развития ГЧП на ближайший период станет содействие субъектам РФ в гармонизации региональной нормативно-правовой базы с положениями Федерального закона и повышение квалификации специалистов органов государственной и муниципальной власти в сфере применения положений Федерального закона», - делится планами Павел Селезнев.

Ближайшая перспектива – это наделение полномочиями по реализации политики в сфере ГЧП региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Такая работа сейчас ведется региональными администрациями, но с учетом новых реалий она, безусловно, потребует значительно больше внимания.

Подробнее... Скрыть
30.06.2015

Рубикон пройден. 1 июля законопроект о ГЧП будет рассмотрен в 3 чтении

Сегодня, 30 июня 2015 года, Госдума большинством голосов во втором чтении приняла законопроект «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации».

Законопроект, который находился на рассмотрении в Государственной думе во втором чтении с июня 2013 года, посвящен вопросам подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры. По сравнению с законом «О концессионных соглашениях» из нового закона исключены дороги федерального, регионального и местного значения, объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

По тексту законопроекта велась кропотливая работа в течение последних нескольких месяцев, в том числе с привлечением представителей экспертного и делового сообщества, по итогам которой были рекомендованы к принятию 73 поправки в текст законопроекта. Также стоит отметить, что в ходе рассмотрения во втором чтении депутатом от фракции ЛДПР Сергеем Катасоновым было предложено рассмотреть возможность участия публичного партнера в уставных капиталах хозяйственных обществ в государственно-частном партнерстве. Но, как было отмечено представителями Комитета по вопросам собственности, введение такой нормы противоречит основным принципам будущего закона, и большинством голосов поправка была отклонена.

Поскольку вступление закона в силу намечено на 1 января 2016 года, депутаты-разработчики заявили также о необходимости дополнительного обсуждения его последующего регулирования в рамках рабочих групп в ходе осенней сессии заседания Государственной Думы.

Подробнее... Скрыть
24.06.2015

Минстрой намерен упростить процедуру передачи предприятий ЖКХ в концессию

Как сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень в ходе панельной сессии «ЖКХ России: новые условия для развития государственно-частного партнерства» в рамках ПМЭФ-2015, в Минстрое намерены значительно облегчить процедуру передачи предприятий ЖКХ по договорам концессий.

По данным Ассоциации «Центр развития ГЧП», с сентября 2014 года в коммунальной сфере были подведены итоги по 508 концессионным торгам, из которых соглашения были заключены только в 190 случаях. Одна из ключевых проблем - отсутствие потенциальных концессионеров, которая объясняется в том числе несовершенством законодательства.

«Наша первостепенная задача – создать наиболее благоприятные условия для прихода инвестора в отрасль, в ведомстве сейчас готовится несколько изменений в нормативно-правовые акты в части концессионных соглашений и защиты инвесторов», — цитирует Михаила Меня РИА «Энергетика и ЖКХ».

Он сообщил, что одним из законопроектов предполагается появление третьей стороны (кроме инвестора-концессионера и муниципалитета) в договоре концессии – субъекта Российской Федерации. «Об этом просили и инвесторы, и сами регионы, так как возможности муниципалитетов очень ограничены, в том числе в части юридических моментов. Конечно, мы понимаем, что в большинстве случаев субъект факультативно участвует, но мы считаем, что лучше это узаконить», — пояснил министр.

Он также сообщил, что изменения коснутся и в части регистрации прав собственности. «Мы предлагаем, чтобы у концессионера была возможность регистрировать право собственности на объекты уже после заключения концессионного соглашения. К сожалению, не все объекты ЖКХ в муниципалитетах оформлены должным образом. Многие инвесторы и муниципальные руководители столкнулись с тем, что недооформленная масса не может быть передана в концессию. На то, чтобы дооформить нет возможности у муниципалитетов, в первую очередь, финансовых», — рассказал на панельной сессии Михаил Мень.

Во время своего выступления глава Минстроя России также особо подчеркнул, что изменения в нормативно-правовые акты также предполагают возможность передачи в концессию предприятий ЖКХ с наличием задолженности. «Часто из-за неэффективного менеджмента предприятие ЖКХ убыточно, инвестор даже в этом случае готов взять его в управление, но юридически сейчас это затруднительно. Мы намерены это изменить», — уточнил Михаил Мень.

На сегодняшний момент изменения в закон «О концессионных соглашениях» находятся в стадии обсуждения с экспертным сообществом. С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Подробнее... Скрыть
24.06.2015

В. Путин поручил запустить пилотные проекты ГЧП по организации производства техсредств реабилитации инвалидов

Как передает сегодня ИТАР-ТАСС, президент России Владимир Путин дал ряд поручений правительству по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, состоявшегося 27 мая 2015 года. Одно из поручений Путина касается здравоохранения: кабмину совместно с АСИ надлежит обеспечить на условиях государственно-частного партнерства запуск пилотных проектов по организации современного производства технических средств реабилитации.

Речь идет, в частности, об изучении инновационных технологий производства таких средств для их применения в РФ, создании условий для привлечения инвестиций в данную сферу и создании лабораторий по индивидуальному подбору средств реабилитации для инвалидов. Доклад главе государства необходимо представить до 1 июня 2016 года, далее - ежегодно.

Подробнее... Скрыть
banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Информация о доставке