Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.
21.06.2017

Минтранс России работает над поправками в законодательство о государственно-частном партнерстве, которые разграничат концессию и госзаказ в инфраструктурных проектах, рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

По его словам, после коллегии, недавно состоявшейся в Минэкономразвития, ведомство готовит поправки в действующее законодательство, чтобы устранить ту коллизию, которая сегодня есть в законодательстве. «Чтобы ни у кого, в первую очередь у ФАС, и ни у других участников этого процесса не возникало иллюзий по поводу принадлежности одних проектов к сфере ГЧП, а других проектов в сфере государственного контракта в рамках 44-го закона», – рассказал журналистам Максим Соколов. По мнению министра, в правительстве будет выработана консолидированная позиция по концессионным проектам.

В январе региональное управление ФАС в Башкирии отменило итоги конкурса на строительство трассы Стерлитамак – Магнитогорск. По мнению чиновников, так как затраты инвестора по проекту возмещаются из бюджета, конкурс следует считать госзакупкой. Арбитражный суд Москвы поддержал решение ФАС аннулировать конкурс на строительство дороги, которая должна стать частью транспортного коридора Европа – Западный Китай.

В конце марта по итогу заседания коллегии Минэкономразвития РФ под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова было принято решение о создании рабочей группы, которая проанализирует вопрос о разграничении концессий и госзакупок с учетом мнения ведущих экспертов в сфере ГЧП.

Подробнее... Скрыть
02.06.2017

Для обеспечения опережающих темпов роста экономики необходимо увеличить инвестиции в общественную инфраструктуру, об этом заявил Президент РФ Владимир Путин в рамках выступления на пленарном заседании ПМЭФ.

«Источником дополнительных инвестиций должен стать частный капитал», – подчеркнул глава государства. Однако здесь сдерживающим фактором выступает высокий уровень рисков: «необходимо установить понятные простые правила, защищающие интересы инвесторов».

В качестве мер стимулирования инвестиционной активности Владимир Путин выделил механизм проектного финансирования, минимизацию рисков для инвесторов на всех стадиях: от подготовки проектов до их реализации, в том числе за счет госгарантий. В проекты должны включаться разные инвесторы – банки, инвесткомпании и пенсионные фонды, выразил мнение Президент. При этом возврат капиталовложений инвестора предлагается осуществлять за счет платежей «выгодополучателей» инфраструктурных объектов и использования механизма госгарантий. Речь идет о внедрении «инфраструктурной ипотеки, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объектов этот кредит постепенно гасят», – пояснил Путин.

«Для запуска такой модели прошу подготовить правительство комплексный подход к развитию инфраструктуры с привлечением частного капитала. Он должен охватывать все этапы: подготовку, финансирование и реализацию этих проектов», – отметил глава государства.

Подробнее... Скрыть
19.05.2017

ОАО РЖД ведет переговоры с Китаем об увеличении инвестиций в высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва – Казань, сообщил первый вице-президент монополии Александр Мишарин в кулуарах заседания Совета железнодорожного транспорта СНГ.

«Мы обсуждали, передали наши условия – снижение процентной ставки по долгу и увеличение объема долга», – цитирует его «Интерфакс». Конкретные условия должна назвать китайская сторона.

Как сообщает Коммерсант, инвесторам предложено увеличить сумму долга сверх ранее согласованных 400 млрд руб. и снизить ставку кредитования с текущих 4%.

В свою очередь, по мнению главы азиатской программы Московского центра Карнеги Александра Габуева, предложения господина Мишарина — лишь начало долгого разговора, который закончится не ранее середины весны 2018 года. Он поясняет, что в марте 2018 года предстоит глобальная смена руководства ведомств КНР, поэтому переговоры об условиях предоставления средств на ВСМ придется начинать, по сути, заново.

Реализация проекта ВСМ Москва – Казань протяженностью 770 км планируется на принципах ГЧП в форме концессии. Стоимость магистрали оценивается в 1,26 трлн рублей. В проекте предусмотрены две фазы: Москва — Нижний Новгород и Нижний Новгород — Казань.

Год назад Китай подтвердил готовность выступить инвестором, внеся 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд — второй фазы, а также предоставив долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank.

Подробнее... Скрыть
19.04.2017

Центральный Федеральный Округ

Сегодня, 19 апреля 2017 года, в рамках II Форума ЦФО по ГЧП стартовала первая стратегическая сессия Всероссийской программы поддержки проектных инициатив. Пилотами стали регионы Центрального федерального округа, которые на примере Московской области рассмотрели оптимальные модели управления проектом ГЧП и вопросы формирования комфортной институциональной среды в сфере ГЧП.

Московская область выбрана не случайно: результаты государственной политики, ориентированной на партнерство с инвесторами, выражены в конкретных достижениях региона

Селезнев Павел Леонидович

Председатель правления Национального Центра ГЧП

Как рассказал председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, учитывая, что, с одной стороны, растет спрос на инфраструктурные инвестиции, с другой – появляются интересные предложения о реализации ГЧП-проектов, Центр развития ГЧП запустил работу стратегических сессий во всех федеральных округах страны, где на конкретных проектах, с учетом накопленного опыта, будут отработаны те вопросы, которые сейчас возникают, прежде всего, у гос заказчиков и потенциальных инвесторов. «Отмечу, что сегодня инвесторы приходят в те сферы общественной инфраструктуры, за которые раньше традиционно отвечало государство», – подчеркнул эксперт.

На сегодняшний день, по данным Центра, к участию в Программе интерес проявили 13 регионов Центральной России, представив к отбору 33 ГЧП-инициативы. «Безусловным лидером по количеству проектных инициатив стала социальная сфера, где мы зафиксировали 23 проекта с объёмом вложений частных инвесторов 11,5 млрд рублей. При этом активное применение механизмов ГЧП в социальной сфере является трендом 2017 года и ближайших лет. По капиталоемкости в ТОПе оказалась транспортная сфера, где объём частных инвестиций составляет порядка 15,4 млрд рублей», – привёл статистику Павел Селезнёв.

В ходе стратегических сессий с целью эффективного позиционирования представители регионов Центральной России презентовали свои ГЧП-инициативы в социальной, коммунальной и транспортной отраслях. В рамках презентации каждого проекта эксперты, партнеры и потенциальные интересанты, в частности представители банков и инфраструктурных компаний, провели оценку качества структурирования проекта, а также сформировали методические рекомендации, которые позволят регионам качественно доработать проект с целью привлечения внебюджетного финансирования.

В свою очередь, как уточнил Павел Селезнев, в ближайшее время на очереди регионы Уральского и Северо-западного федеральных округов, которые уже начали работу по подготовке своих инициатив для презентации и апробации. «Надеемся, что данная мера позволит реализовать потенциал ГЧП в полном объеме и решить социально-экономические проблемы российских регионов», – заключил эксперт.

Подробнее... Скрыть
05.04.2017

Крупнейшее деловое мероприятие в сфере привлечения инвестиций в инфраструктуру – четвертый инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» прошел в Москве с 28 марта по 31 марта 2017 года. Организатором конгресса выступил Центр развития ГЧП при поддержке ТПП России, Агентства стратегических инициатив и «Деловой России». Генеральным партнером Российской недели ГЧП выступил Сбербанк России. Также среди спонсоров и партнеров конгресса: госкомпания «Автодор», Газпромбанк, Евразийский банк развития, ВТБ Капитал, InfraONE, Группа «ВИС», ПАО «Ростелеком» и др.

По результатам экспертного обсуждения ключевых проблем инфраструктурного развития Российской Федерации были подведены итоги и рассмотрены предложения для внесения в Резолюцию Российской недели ГЧП, которые, по мнению участников конгресса, выступают ключевыми векторами развития сферы ГЧП на 2017 год. Так, в рамках своего выступления председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев подчеркнул важность вопросов, вынесенных на обсуждение, отметив, что Резолюция Российской недели ГЧП станет первой «ласточкой» взаимодействия рынка и институтов государства, и будет представлена отраслевым замминистрам на ближайшем заседании Координационного межотраслевого совета по вопросам ГЧП при Минэкономразвития России, решение о создании которого озвучил замминистра экономики Станислав Воскресенский в ходе совещания с представителями регионов, проведенном в рамках инфраструктурного конгресса. В этой связи, аккумулировав основные идеи, прозвучавшие на дискуссионных площадках, участники рынка определили приоритеты развития сферы ГЧП, среди них – реализация системных мер, направленных на создание комфортной институциональной среды развития ГЧП, увеличение числа качественных и инвестиционно-привлекательных проектов, обеспечение дальнейшего совершенствования системы управления сферой ГЧП и нормативно-правовой базы, в том числе обеспечение единства толкования положений концессионного законодательства Российской Федерации и законодательства о ГЧП, а также формирование последовательной правоприменительной практики. Помимо этого, в рамках Резолюции эксперты выразили готовность выступить с предложением к Правительству Российской Федерации о внедрении практики с учетом лучшего международного опыта по разработке и ежегодному утверждению Национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов ГЧП в Российской Федерации, а также принять участие в работе ФАС и Минэкономразвития России по выработке поправок в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

В этом году произошли знаковые события, которые будут хорошим стимулом и драйвером развития рынка ГЧП: ситуация с ФАС России стала импульсом для новых обсуждений, заседание межведомственной коллегии по вопросам государственно-частного партнерства при Минэкономразвития под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова показало, что руководство страны увидело рынок ГЧП с его проблемами и вызовами, а также готово содействовать в выработке конструктивных решений с целью модернизации общественной инфраструктуры

Селезнев Павел Леонидович

Председатель правления Национального Центра ГЧП

Приглашаем всех участников инфраструктурного конгресса и членов Экспертного Совета Центра развития ГЧП принять участие в обсуждении и формировании предложений по приоритетным направлениям развития сферы ГЧП на 2017 год и направить свои рекомендации для Резолюции Российской недели ГЧП на электронный адрес: tkachenkoM@pppcenter.ru.

Подробнее... Скрыть
28.03.2017

Сегодня, 28 марта, в Москве открылось крупнейшее в России мероприятие в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства – IV инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», на площадках которого обсуждаются ключевые вопросы развития государственно-частного партнерства, а также повышения инвестиционной активности российских регионов с целью привлечения внебюджетного финансирования в развитие общественной инфраструктуры.

Лейтмотивом деловой программы стала традиционная презентация итогов Рейтинга по уровню развития государственно-частного партнерства 2016-2017, подготовленного Центром развития ГЧП. В ходе презентационной сессии были представлены методика рейтинга, основные показатели и результаты, а также проанализированы профессиональные достижения проектных команд, участвующих в инфраструктурных проектах. Как отметил в рамках презентации полученных результатов исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко, на показатели регионов существенное влияние оказали 224-ФЗ и опыт «первопроходцев» в реализации проектов ГЧП. «Настало время новых лидеров», – подчеркнул эксперт.

Что в результате показал рейтинг регионов по уровню развития ГЧП?

«Москва стала лидером среди российских регионов по уровню ГЧП в период с 2016 по начало 2017 года с результатом в 90,1%, на втором месте – Московская область с результатом 82,7%, тройку лучших замыкает Самарская область с результатом в 82,7 %», – объявил итоги исследования Максим Ткаченко. Также, по его словам, Новосибирская область и Санкт-Петербург продолжили демонстрировать стабильность в отношении своего лидерства в пятерке лучших регионов.

Несмотря на то, что лидеры и регионы с низкими показателями по уровню развития ГЧП в целом сохранили свои позиции, за последние годы некоторые регионы смогли значительно улучшить свои показатели, а ряд субъектов и вовсе совершили своего рода ГЧП-прорыв: так, Республика Алтай поднялась в рейтинге на 41 позицию, не менее впечатляющие результаты продемонстрировали и многие другие регионы, в частности Тюменская (+34), Магаданская (+31), Амурская (+22), Смоленская области (+22), а также Приморский край (+26).

По итогу объявления результатов представители регионов рассказали о сложившихся в регионах моделях управления сферой ГЧП, а также обсудили ключевые проблемы, которые стоят перед региональными властями на этапе структурирования и запуска своих инициатив.

Так, первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Дмитрий Преснов рассказал об основных шагах к успешному вложению, которые позволили возглавить городу список Рейтинга. «Мы остаемся лидерами в рейтинге ГЧП, так как стараемся идти на опережение и использовать максимальное количество инструментов для формирования привлекательности наших проектов для частных инвесторов», – подчеркнул Преснов. В свою очередь, заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев сообщил участникам об опыте реализации ГЧП-проектов, отметив, что популяризация сферы ГЧП среди частных инвесторов будет являться одной из приоритетных задач правительства Московской области на 2017 год. Кроме того, говоря о механизмах ГЧП, Буцаев подчеркнул, что «концессии переживают бум в РФ, в частности в Московской области – концессия используется практически во всех сферах, где это возможно». О планах активной работы в части развития ГЧП также рассказал вице-губернатор Самарской области Александр Кобенко, обозначивший векторы работы региона, среди которых выделены – популяризация сферы ГЧП и ее возможностей, расширение сфер применения механизмов ГЧП, вовлечение муниципальных образований в схему ГЧП, а также повышение компетенции управленческих кадров в сфере ГЧП и частных партнеров во взаимодействии с ГЧП-Институтом. Об опыте Новосибирской области в реализации проектов рассказал заместитель Губернатора Новосибирской области Василий Смирнов, подчеркнувший, что «с каждым годом становится сложнее удерживать позиции в Рейтинге, так как регионы действительно создают друг другу конкурентную среду». Отдельное внимание было уделено Санкт-Петербургу, уступившему свои позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим годом, но при этом реализующему успешные и крупные проекты, среди которых «Западный скоростной диаметр», Аэропорт «Пулково» и трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург». «Позиция Санкт-Петербурга на 5 месте – это наш стимул для движения в верхние позиции и работы над ошибками», – прокомментировал результат города начальник отдела формирования проектов ГЧП Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов.

В заключительной части презентационной сессии, Павел Селезнев объявил о запуске Всероссийской программы поддержки проектных инициатив, которая призвана отобрать наиболее перспективные инициативы и помочь госзаказчикам превратить идею в проект и привлечь необходимых партнеров — консультантов, инвесторов и операторов. «Пришло время переходить на другую стадию – от объяснения регионам, зачем им запускать проекты ГЧП, к содействию в том, чтобы делать это наиболее качественно и эффективно», – заключил Селезнев.

Подробнее... Скрыть
02.03.2017

Московская область / ЦФО

Cостоялось финансовое закрытие по концессионному соглашению на строительство III пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Об этом сообщает пресс-служба АО «ДСК «Автобан».

Уточняется, что акт закрытия подписали представители Государственной компании «Автодор» и АСК (специальная проектная компания, учрежденная АО «ДСК «АВТОБАН» для реализации проекта ЦКАД-3). Сумма заемных средств, которые предоставляет Газпромбанк, составляет 35,6 млрд рублей, общая стоимость строительства участка автомагистрали – 81,4 млрд рублей. Как отмечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, партнером стал именно Газпромбанк, поскольку у него имеется значительный опыт участия в проектах государственно-частного партнерства.

«Сделка уникальна, в федеральном концессионном проекте основной драйвер – строительная компания, а не финансовая сфера, как все последние годы, когда ВТБ, Газпромбанк или УК «Лидер» формировали консорциум и всю структуру сделки: позитивный сигнал!», – замечает партнер EY в России и СНГ, консультант концессионера Алина Заборовская.

Добавим, третий пусковой комплекс ЦКАД протяженностью 105,3 км соединит трассу М-11 «Москва – Санкт-Петербург» с федеральной трассой М-7 «Волга». Проект строительства включает в себя возведение четырех развязок, 20 мостов, 52 путепроводов.

Концессионное соглашение на строительство третьего участка ЦКАД заключили в сентябре прошлого года, работы на объекте стартовали в конце декабря, завершение строительства намечено на 2019 год.

Подробнее... Скрыть
27.02.2017

27 февраля 2017 года на площадке Российского инвестиционного форума «Сочи-2017», оператором которого выступил «Росконгресс», при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Агентства стратегических инициатив состоялась третья церемония вручения Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА», учрежденной Центром развития ГЧП.

В этом году в рамках премии «РОСИНФРА» было представлено 14 основных номинаций. Членами жюри премии выступили представители Госдумы и Совета Федерации, Минэкономразвития, Минтранса, Минстроя и Минздрава России, а также руководители ведущих финансовых институтов и общественных организаций.

Открыл премию заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, который зачитал приветствие в адрес участников от премьер-министра Дмитрия Медведева. В приветственном слове Председатель Правительства подчеркнул, что на сегодняшний день ГЧП является одним из самых перспективных механизмов совершенствования общественной инфраструктуры и способствует развитию здравоохранения и образования, культуры и спорта, а также других социально значимых сфер. «Характерная особенность ГЧП – это одновременное достижение коммерческой, бюджетной и социально-экономической эффективности. А главный результат – повышение качества жизни людей», – говорится в приветствии. Также премьер поблагодарил всех, «кто вкладывает не только свои средства, но и свои знания и профессиональные компетенции в совместную работу».

«В ближайшее время будет разработан комплекс мероприятий для развития общественной инфраструктуры с учетом механизмов ГЧП. Вместе будем работать над реализацией потенциала ГЧП», – добавил Аркадий Дворкович.

Далее министр Российской Федерации Михаил Абызов объявил Московскую область лауреатом в номинации «Квалифицированный заказчик», а также отметил, что высокий уровень подготовки проекта повышает конкурентоспособность рынка ГЧП в целом. По мнению жюри, Московская область оказалась регионом, использующим наиболее прогрессивные подходы при подготовке проектов ГЧП и обладающим профессиональными навыками в сфере развития ГЧП, о чем свидетельствует ее позиции в тройке лидеров Рейтинга по уровню развития ГЧП.

Регион, который самым тщательным образом подготовился к реализации проекта, имеющему социально-экономическую значимость для общества и привлекательность для инвестора, отметили в номинации «Региональная инициатива» президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин и председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: «Премия изначально была задумана деловым сообществом и общественными организациями, прежде всего, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Центром развития ГЧП для того, чтобы отметить самых лучших. Соглашусь с Денисом Буцаевым, что ГЧП – это сложно, и это требует больших компетенции со стороны госзаказчика, так как государство будет в ближайшее время основным заказчиком проектов ГЧП. Однако такие площадки как экспертные советы, Комитет по государственно-частному партнерству при Торгово-промышленной палате РФ созданы для обсуждения новых вызовов в правовом поле, что особенно важно для регионов, имеющих проблемы с администрированием проектов ГЧП», – прокомментировал Селезнев. В этой номинации награды удостоилась Новосибирская область в лице губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого за запуск масштабного проекта по строительству и эксплуатации на платной основе мостового перехода через р. Обь. «Трехлетняя практика премии помогает учится нам у новаторов, мы учимся искать пути и средства достижения цели, для нас этот проект является «судьбоносным». К счастью, наш рейтинг по проекту высокий, и мы надеемся, что он будет реализован», – отметил губернатор Новосибирской области.

Отдельное внимание членами жюри было уделено проектам, запущенным в рамках частной концессионной инициативы. Так, по версии «РОСИНФРА», лучшей в номинации «Частная инициатива» признана концессия по строительству и эксплуатации на платной основе дороги в Наро-Фоминске, награду генеральному директору ООО «Наро-Фоминская платная дорога» Вадиму Коваленко вручил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Станислав Воскресенский.

Далее были объявлены лауреаты в номинации «Лучший проект ГЧП», в которой были награждены проекты в транспортной, социальной, коммунальной отраслях, а также в сфере информационных технологий. Лучший проект в сфере транспорта озвучил министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, отметивший профессионализм проектной команды Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках совместного проекта ЯНАО и ГСК «ВИС» по созданию и эксплуатации железнодорожной линии протяженностью 170 км «Бованенково-Сабетта» с объемом частных инвестиций 113,1 млрд рублей, награду получили губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и Президент ГСК «ВИС» Игорь Снегуров. Далее министр вскрыл конверт и назвал лауреата в сфере информационных технологий – единственную концессию в сфере IT за 2016 год по созданию и эксплуатации системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области, в рамках которой объем частных инвестиций составил 4,9 млрд рублей. Лучшим проектом ГЧП в коммунальной сфере, объявленным Директором Департамента городской среды Министерства ЖКХ и строительства Оксаной Демченко, выбрана модернизация системы теплоснабжения города-героя Волгограда, награду получил председатель совета директоров «Концессии теплоснабжения» Юрий Сизов. В социальной сфере отличился первый ГЧП-проект в сфере медицины в Санкт-Петербурге по созданию и эксплуатации нового лечебно-реабилитационного корпуса Санкт-Петербургского бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 40 Курортного района».

Не остались без внимания лучшие инвесторы и надежные партнеры в сфере ГЧП. Так, лучшим инвестором был признан «Газпромбанк», в портфеле которого 4 проекта в сфере здравоохранения и транспорта, прошедших финансовое закрытие, с объемом проинвестированных средств 17,6 млрд рублей. «Любая премия всегда субъективна, но эта премия очень объективная: она о том, какой фактический объем частных инвестиций привлечен в проект», – прокомментировал объявивший номинацию президент «Деловой России» Алексей Репик. В свою очередь, зампред правления госкомпании «Автодор» Александр Носов вручил награду за надежное партнерство компании «Магистраль северной столицы», которая выступает оператором автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр».

Специальную номинацию – «Инновации в ГЧП» объявил член жюри Премии, первый вице-президент Банка ВТБ Юрий Молчанов, статуэтку получил председатель Правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах. В рамках награждения был отмечен инновационный подход госкомпании к реализации инфраструктурных проектов. «Мы все друг для друга источники инноваций, эта премия для всех участников рынка ГЧП, мы все время развиваемся, это премия всем нам», – поблагодарил за экспертную оценку членов жюри председатель Правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах.

Награду в номинации «Лучший консультант» в сфере ГЧП вручил заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Сергей Краевой, лучшим юридическим консультантом стала компания Freshfields Bruckhaus Deringer, финансовым признана компания EY, техническим – «НЭО Центр».

Лучшим образовательным проектом по тематике ГЧП, который объявил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, стал проект Правительства Самарской области по запуску комплексной программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих «Возможности инструментов ГЧП для развития инфраструктуры Самарской области», награду получил вице-губернатор – министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко, выразивший благодарность Институту развития ГЧП за совместную реализацию масштабного образовательного проекта по повышению квалификации управленческих кадров в сфере ГЧП.

Подробнее... Скрыть
10.02.2017

О ключевых изменениях концессионных возможностей и трендах ГЧП в 2017 году в интервью «Российской газете» рассказали эксперты Центра развития ГЧП.

С начала года объявлено уже несколько десятков концессионных конкурсов, которые в основном приходятся на коммунальную сферу, однако изменения и дополнения в 115-ФЗ могут способствовать расширению списка объектов концессионных соглашений.

Рынок положительно отнесся к облегчающим нововведениям, расширяющим возможности концессии, в части проведения совместных конкурсов в коммунальной сфере и определения региона обязательной стороной в муниципальных концессионных соглашениях в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Эти поправки будут подталкивать власти на местах объединять в рамках одного проекта несколько систем теплоснабжения или водоснабжения и водоотведения, в том числе расположенных в разных муниципальных образованиях, чтобы за счет комбинации коммерчески привлекательных и неокупаемых объектов балансировать экономику проекта, привлекая инвестиции и в малые муниципальные образования

Ткаченко Максим Викторович

Исполнительный директор Центра развития ГЧП

По мнению эксперта, такое решение может сказаться на снижении темпов количественного роста заключаемых концессий и возможном росте объема инвестиций и компетенций, привлекаемых в коммунальную сферу.

В то же время участники рынка ГЧП в социальной сфере сегодня больше всего ждут изменений в закон о закупках № 44-ФЗ, которые позволят концедентам закупать товары, работы, услуги у концессионеров как у единственных поставщиков, без проведения конкурсов, если такое положение будет предусмотрено самим концессионным соглашением, полагает Максим Ткаченко: «Рост интереса органов власти к механизму концессий в социальной сфере связан скорее не с законодательными изменениями, а с тем, что бюджетная ситуация на местах лучше не становится и многие публично-правовые образования видят в ГЧП возможность не снижать темпов развития социальной инфраструктуры в этот непростой бюджетный период».

В свою очередь, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев сообщил, что основных трендов в 2017 году будет пять. Во-первых, рост числа муниципальных концессионных проектов в социальной сфере и сфере благоустройства территории, не предусматривающих существенного бюджетного участия и гарантий публичной стороны, в основном в отношении объектов социально-бытового обслуживания, парков, скверов, домов культуры, кинотеатров и пр. Во-вторых, укрупнение коммунальных концессий. В-третьих, запуск автодорожных концессионных проектов в регионах, которые претендовали на средства, полученные от сборов системы «Платон».

Не думаю, что эти средства будут направлены более чем на три проекта, но сам прецедент выделения федеральных средств на региональные проекты ГЧП крайне важен

Селезнев Павел Леонидович

Председатель правления Национального Центра ГЧП

В-четвертых, расширение перечня объектов концессионного соглашения, например, имущество, необходимое для обслуживания государственных информационных систем, арендное жилье и т.д. В 2017 году также правительство должно утвердить перечень объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений, что даст импульс для развития ГЧП в новой отрасли. В-пятых, существенно увеличится география применения концессионных механизмов в России. Сегодня мы можем говорить максимум о 15-20 регионах, в которых активно применяются концессионные механизмы.

Подробнее... Скрыть
23.01.2017

За время реализации мероприятий по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства заключено 1217 концессионных соглашения по всей стране. Об этом сообщил глава Минстроя России Михаил Мень 21 января, выступая на XVI съезде партии «Единая Россия».

«В целом, в Российской Федерации в настоящее время заключено 1217 концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. За 9 месяцев 2016 года заключено 318 концессионных соглашений, что превышает показатель за 2015 год (271 концессионное соглашение) и почти в 3 раза превышает годовой показатель за 2014 год»,– заявил Михаил Мень.

Объем частных инвестиций, предусмотренных действующими на сегодняшний день концессионными соглашениями (на весь срок их реализации) составляет порядка 171,8 млрд рублей. Объем частных инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2014 году, составляет – 7,2 млрд руб., заключенными в 2015 году – 70,9 млрд руб., заключенными за 9 месяцев 2016 года – 40,8 млрд.

Министр пояснил, что в рамках модернизации общественной инфраструктуры ведомство руководствуется принципом «деньги в развитие отрасли должны вкладывать те, кто на этом зарабатывает. Для этого создана сбалансированная система работы частного бизнеса в ЖКХ. Изменены законодательные «правила игры», мотивирующие бизнес зарабатывать не на убытках, а на повышении эффективности».

Среди изменений в концессионном законодательстве, которые прокомментировал министр – переход на долгосрочные тарифы, ввод «предпринимательской прибыли» как защищённой статьи тарифа, защита инвестиций в концессии в ЖКХ, гарантия тарифной формулы на весь срок концессии, а также возврат инвестиций в случае её расторжения. Кроме того, регион стал 3-й стороной соглашения, отвечающей за соблюдение тарифной формулы, а также дана возможность отдавать МУП в концессию лишь с половиной зарегистрированного имущества и наличием долгов, возложив на концессионера обязанность регистрировать активы и отдавать долги, – подчеркнул Михаил Мень.

Напомним, что стратегические вопросы развития инфраструктуры, в частности лучшие практики и типовые ошибки реализации проектов ГЧП в ЖКХ будут обсуждены в рамках инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП-2017».

Подробнее... Скрыть
banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке