Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Павел Селезнев: «ГЧП в социальной сфере – это повышение качества услуг, оказываемых населению»

По утверждению экспертов, принятый федеральный закон о ГЧП открывает много возможностей в первую очередь для проектов в социальной сфере. Школы и детские сады, больницы и поликлиники, инфраструктура культуры и отдыха, также нельзя забывать о социальной защите и обеспечении инвалидов современными средствами реабилитации…О текущей ситуации в социальной сфере и ближайших перспективах по модернизации и развитию инфраструктуры специально в интервью «ГЧП Журналу» рассказал председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

Павел Леонидович, как так получилось, что государство всё чаще стало на принципах ГЧП передавать в «частные руки» предоставление социальных услуг?

Я бы начал с того, почему вообще сегодня так актуально использование ГЧП для развития общественной инфраструктуры и оказания услуг населению. В первую очередь, применение механизмов ГЧП позволяет региональным органам власти реализовывать проекты по модернизации существующих и созданию новых объектов публичной инфраструктуры, на которые по сути просто не хватает бюджетных средств. А если мы говорим непосредственно про применение государственно-частного партнерства в социальной сфере, то оно здесь решает две важные задачи – это повышение качества оказываемых населению услуг и расширение доступа коммерческого сектора к предоставлению услуг в социальной сфере, в том числе формирование рынка операторов социальных услуг для участия в проектах ГЧП. В ряде социальных отраслей уже есть примеры успешного опыта реализации проектов ГЧП и возможность для их тиражирования в субъектах РФ.

Как сейчас обстоит ситуация с проектами ГЧП в социальной сфере в количественном выражении?

Если в целом рассматривать рынок проектов ГЧП, а на сегодняшний день это порядка 1300 проектов, то можно с уверенностью сказать что объекты социальной сферы составляют весомую часть этого рынка. Сегодня, в социальной сфере реализуется 203 проекта ГЧП, общий объем инвестиций в которые оценивается примерно в 400 млрд рублей. Это проекты на различных стадиях реализации: от инициирования до эксплуатации. Если говорить о конкретных отраслях, то лидирует здравоохранение – 63 проекта, далее социальное обслуживание и образование – 46 и 36 проектов соответственно. Также мы говорим об объектах культуры и культурного наследия, туризме и спорте. Не могу отметить проект по развитию производственной инфраструктуры в сфере травматологии, ортопедии, нейрохирургии и других сферах медицины на базе ФГБУ «Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна» - это первая федеральная концессия в социальной сфере. После реконструкции объекта там будет организовано производство современных средств реабилитации и комплектующих.

В июне Президент России Владимир Путин дал поручение Правительству по реализации пилотных проектов ГЧП в сфере производства технических средств реабилитации. По сути производство ТСР сегодня можно называть отдельной отраслью – сложной, требующей постоянного внимания и привнесения новых технологий.. Какие перспективы у этого направления?

Да, действительно, в июне текущего года по результатам Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Президент России поставил перед Правительством и Агентством задачу по запуску на условиях ГЧП пилотных проектов по организации современного производства технических средств реабилитации. Причем помимо непосредственного производства ТСР, поручение также включает задачи по повышению уровня услуг по реабилитации и социализации, по внедрению инновационных технологий в производство ТСР и выработку индивидуализированного подхода к их предоставлению.

В целом я бы хотел отметить, что помимо поручения Президента, в 2012 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов, согласно которой государство обязано обеспечивать полноценный доступ инвалидов и качественным техническим средствам реабилитации. Для решения этой задачи необходимо выстроить инфраструктуру поддержки производителей ТСР и в сложных условиях бюджетных ограничений государственно-частное партнерство является действенным механизмом. Задача действительно непростая поэтому учитывая опыт и компетенции Центра развития ГЧП в сфере подготовки и запуска проектов ГЧП, АСИ привлекло нас к ее решению. На сегодняшний день мы проводим отбор пилотных проектов. Точный перечень еще не определен, но могу сказать, что в настоящий момент портфель пилотных проектов разделен на три категории. В первую вошли проекты по развитию производства ТСР, входящих в федеральный перечень проектов. Во вторую и третью категории войдут небольшие инновационные проекты, которые необходимо сопровождать до выхода продукта на рынок - в первую очередь, в отраслях, где нет качественного российского аналога, а также проекты по развитию инфраструктуры на принципах ГЧП для реабилитации и абилитации - создание инжиниринговых центров для обучения пользованием ТСР, модернизация реабилитационных центров, создание инфраструктуры образования. Если говорить непосредственно о продукции, то сегодня в качестве приоритетов мы выделили средства для обеспечения мобильности, кресла-коляски и кресла-стулья, протезные и ортезные изделия (в первую очередь их комплектующие), изделия для людей с нарушениями слуха и зрения и др. Поиск, отбор, подготовка материалов и запуск пилотных проектов мы планируем завершить до декабря 2015 года и представить результаты Президенту России на очередном Наблюдательном совете АСИ.

Как на отраслях социальной инфраструктуры скажется вступление в силу федерального закона о ГЧП?

В первую очередь я бы отметил, что наличие в законе права частной собственности является мощным стимулом и однозначно повысит привлекательность проектов ГЧП в социальной сфере. Особенно для объектов социальной сферы важен тот факт, что благодаря возникновению права частной собственности у частного партнера упрощается процедура привлечения финансирования за счет возможности залога объекта.

Более того, частному партнеру гарантируется неизменность «правил игры» в случае изменения во время реализации проекта законодательства, например, налогового, и экономических условий, напрямую затрагивающих проект. При этом срок ГЧП-проектов может достигать 50 лет.

Также в законе, в отличии от концессий, предусмотрена возможность частного партнера осуществлять только техническое обслуживание объекта, оставляя непосредственное оказание услуги за публичным партнером – это открывает возможности для формирования рынка компаний качественно управляющих объектами здравоохранения. Вообще, я хочу сказать, что на сегодняшний день у нас недостаточно сформирован рынок операторов, которые готовы не просто прийти и построить объект здравоохранения или образования, а готовы взять на себя разработку проекта, строительство и дальнейшую эксплуатацию, причем не на два три года, а на 10-15 лет. Когда мы смотрим опыт зарубежных стран,  то там действительно есть системные операторы, которые обслуживают детские дома, дома престарелых, заключают долгосрочные контракты с государством – они финансово состоятельны и государство не боится с ними заключать соглашение такое долгосрочное. У наших же зачастую не хватает квалификации идти в такие проекты.

Отмечу, что ГЧП также призвано стать эффективным инструментом создания системы импортозамещения. Ведь частным партнером может быть только российское юридическое лицо. Сегодня ограничены возможности развития экономики страны с использованием ресурсов наших зарубежный партнеров. Поэтому привлечение именно внутреннего инвестора, создание ему максимально благоприятных условий – это важнейшая задача, решение которой позволит консолидировать усилия публичной власти и частного российского бизнеса в целях развития социальной инфраструктуры.

Вы уже неоднократно называли проблему с уровнем компетенций публичных и частных партнеров, насколько нам известно Центр развития ГЧП совместно с ОНФ сейчас акцентирует внимание на экспертизе проектов ГЧП? Как строится этот процесс и чего удалось достичь?

Несмотря на растущее количество проектов, существует ряд проблем, связанных с их качеством, в первую очередь это обусловлено тем, что механизм ГЧП достаточно новый и сложный, и отсутствие достаточных компетенций при подготовке проектов оказывает негативное влияние на их дальнейшую реализацию.

Да, действительно Общероссийский народный фронт, а именно проект «За честные закупки», совместно с Центром развития ГЧП сейчас выборочно проводят экспертизу проектов ГЧП. Всё началось с небезызвестного проекта по строительству перинатального центра в ХМАО, в котором активисты ОНФ выявили значительное завышение стоимости. Тогда власти Югры услышали активистов и стоимость проекта была снижена на 5 млрд. рублей. В целом надо отметить, что региональные проекты ГЧП сопряжены с рядом правовых и политических рисков, и при недостаточной проработке и слабых компетенциях «на местах» это проявляется при реализации конкретных проектов. Решение обозначенных проблем напрашивается само: публичным заказчикам необходимо учитывать уже реализуемые проекты ГЧП, которые зарекомендовали себя как лучшие практики, повышать квалификацию специалистов, участвующих в процессе подготовки и сопровождения инвестиционных проектов и, главное, еще на стадии подготовки проекта, до конкурса, привлекать к общественному обсуждению как профессиональных экспертов, так и граждан, заинтересованных в реализации этих проектов, также, чтобы избежать таких примеров как ХМАО, необходимо обеспечивать полную информационную открытость реализуемых проектов на каждом этапе жизненного цикла. Для того, чтобы стадия роста рынка государственно-частного партнерства в России прошла максимально безболезненно, необходимо обеспечивать качественную оценку проектов на всех этапах жизненного цикла. На стадии подготовки необходима прозрачная и понятная методика сравнительной оценки эффективности реализации инфраструктурных проектов, которая может дать однозначный ответ в численном выражении, что эффективней – ГЧП или государственные закупки, и какая модель ГЧП предпочтительнее. Это позволит более ответственно подойти к проектам, которые реализуются с участием государственного бюджета.

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке