Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Готовность регионов к ГЧП

Центр развития ГЧП представляет второй ежегодный рейтинг регионов – ГЧП-2014, который отражает потенциал российских регионов для привлечения инвестиций в проекты ГЧП. Две первые строки в рейтинге оставили за собой прошлогодние лидеры – Санкт-Петербург и Татарстан. Некоторые регионы, например, Пермский край, Башкирия и Сахалинская область существенно улучшили свои позиции. Однако есть и те, кто, не сделав конкретных шагов по развитию системы управления ГЧП-проектами, опустился на несколько строчек вниз.

Анна Васильева

Общее число ГЧП-проектов федерального, регионального и муниципального уровней в целом по России растет. К началу года на разных стадиях реализации в стране находится 131 проект. Еще порядка 60 проектов реализуется на принципах, близких к ГЧП. Их общая заявленная стоимость превышает 1 трлн руб., причем почти 90% от этой суммы – частные инвестиции.

Тем не менее ситуация в регионах очень сильно разнится. Где-то реализуют один ГЧП-проект за другим, а где-то до сих пор с удивлением узнают о существовании такого инструмента развития общественной инфраструктуры. Как раз для комплексной оценки готовности российских регионов к привлечению инвестиций в проекты ГЧП Центр развития ГЧП уже второй год подряд выпускает независимый ГЧП-рейтинг регионов. Методика оценки, используемая в рейтинге, основывается на расчете значений трех фундаментальных факторов, определяющих потенциал региона для привлечения инвестиций в ГЧП-проекты. Во-первых, это наличие необходимой институциональной среды в регионе, то есть отлаженной системы управления ГЧП-проектами, качество нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, наличие специалистов с необходимыми компетенциями, оценка системного подхода к планированию и развитию сферы ГЧП. Во-вторых, это наличие необходимого опыта реализации ГЧП-проектов. И, в-третьих, оценка общей инвестиционной привлекательности региона для инфраструктурных инвесторов. Все эти три фактора второй год подряд оцениваются экспертами по десятибалльной шкале, после чего для конечного результата умножаются на весовые коэффициенты. Самым весомым фактором разработчики считают наличие институциональной среды (коэффициент 0,4), два оставшихся фактора (опыт и инвестиционная привлекательность) считаются равнозначными (коэффициент 0,3).

В лидерах

Регионом с наибольшим потенциалом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП вновь оказался Санкт-Петербург. Именно здесь был разработан первый региональный закон о ГЧП, продолжается реализация наиболее крупных и известных ГЧП-проектов. К концу 2013 года общий объем привлеченных в рамках ГЧП инвестиций в Санкт-Петербурге составил более 350 млрд руб., и сейчас основной приоритет для городских властей – это инвестиционные проекты в социальной сфере. Прямой конкурент Санкт-Петербурга – отставший от него буквально на несколько процентов Татарстан, который единогласно признается специалистами уникальным примером выгодного сочетания всех факторов инвестиционной привлекательности. «Опыт руководства Татарстана в области создания благоприятного инвестиционного климата в настоящее время активно используется в качестве лучшей практики, и это вполне справедливо»,– считают в Национальном рейтинговом агентстве России. В регионе уже действуют и региональный закон о ГЧП, и другие нормативно-правовые акты, направленные на развитие конкретных механизмов государственно-частного партнерства. Как результат – в рамках ГЧП здесь идет развитие Камского индустриального парка «Мастер», строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (ММЛЦ), создание регионального филиала клиники ООО «Ава-Петер». В необходимости развивать механизмы ГЧП в республике не сомневаются. «Только эта схема дает существенное снижение нагрузки на бюджеты всех уровней,– рассказывают в Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан.– Кроме того, разделение коммерческих рисков с бизнес-сообществом дает возможность создавать куда более современные многофункциональные объекты инфраструктуры, а также получать за те же деньги услуги более высокого качества».

К лидерам приближаются Новосибирская, Свердловская, Нижегородская и Воронежская области. «Наше преимущество состоит в сложившейся практике реализации концессионных соглашений: на данный момент их 12 с общим объемом инвестиций более 1 млрд руб.,– рассказывает министр экономического развития Новосибирской области Галина Бабкина.– Плюс прорабатываются еще семь таких соглашений. Все они направлены на реконструкцию или строительства и дальнейшую эксплуатацию объектов ЖКХ, образования, культуры, здравоохранения и спорта».

Занимавшая в прошлом году лишь 12-е место Свердловская область продвинулась вверх за счет возросших объемов инвестиций, а также успешно реализуемых ГЧП-проектов в строительстве малоэтажного жилья, строительстве международного выставочного центра «Екатеринбург-Экспо», в реконструкции Центрального стадиона в Екатеринбурге.

Нижегородская область стала лидером по развитости практики применения концессионных соглашений. В прошлом году регион был удостоен премии за лучший проект в области ГЧП, которым признали проект мусоросортировочных комплексов с полигонами для сортировки твердых и бытовых отходов, построенных в регионе. Кроме того, инвестиционное законодательство Нижегородской области было признано одним из самых эффективных в России экспертами агентства «Эксперт РА». Благодаря внедрению системы «одного окна» сроки получения разрешительной документации для инвесторов сократились с 2–3 лет до 2–3 месяцев. В целом же объем инвестиций, привлекаемых ежегодно в Нижегородскую область, вырос в четыре раза, а объем иностранных инвестиций увеличился в десять раз.

Воронежская область второй год подряд завоевывает признание экспертов благодаря высокому кредитному рейтингу в сочетании с опытом реализации нескольких проектов ГЧП. Напомним, что в самом Воронеже на основе концессии организовано городское водоснабжение, в области же идет работа над строительством мусороперерабатывающих заводов.

В догоняющих

Слегка отстали от лидеров, но все равно демонстрируют высокий потенциал для реализации ГЧП-проектов еще 16 регионов, уровень потенциала которых оценили в пределах 45–60%.

Это, к примеру, Ленинградская область, где сейчас идет реализация проекта создания областного центра медицинской реабилитации в Коммунаре стоимостью около 2 млрд руб., а также идет подготовка к запуску проектов ГЧП в сферах транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. «Сейчас наша основная цель – внести ясность в процедуру применения ГЧП в Ленинградской области для всех участников рынка,– говорит Виктория Ларионова, специалист комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.– Поэтому вскоре мы рассмотрим проект новой редакции областного закона о ГЧП. Он вводит понятие соглашения о ГЧП как смешанного договора, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных в Гражданском кодексе. Кроме того, он будет определять порядок взаимодействия органов исполнительной власти области при принятии решений об участии в ГЧП».

В Башкирии уже сформирована вся необходимая нормативно-правовая база для подготовки и реализации проектов ГЧП, создан Инвестиционный фонд Республики Башкортостан как инструмент финансовой поддержки проектов ГЧП. «Это позволило нам начать в прошлом году подготовку первых ГЧП-проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры с привлечением Внешэкономбанка в качестве инвестиционного консультанта,– рассказывает начальник отдела развития ГЧП Министерства экономического развития республики Наталья Мигранова.– ГЧП в Башкирии имеет большой потенциал, который республика планирует реализовать в сфере социальных услуг, туризма, утилизации и переработки ТБО и развития санаторно-курортного комплекса». Кстати, заняв в рейтинге 16-е место, республика прибавила 35 позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом. Такой же резкий взлет продемонстрировали Пермский край (14-е место в рейтинге, +42 позиции) и Сахалинская область (36-е место в рейтинге, но +36 позиций по сравнению с прошлым годом). В Пермском крае это удалось за счет комплексного подхода при реализации ГЧП-проектов на муниципальном уровне: пять проектов, находящихся в стадии реализации, и пять проектов, находящихся в стадии инициирования. Причиной взлета в рейтинге Сахалинской области стало создание ОБУ «Сахалинское агентство проектов развития», принятие программы развития ГЧП Сахалинской области, а также реализация ГЧП-проекта «Строительство и реконструкция систем энергообеспечения на острове Итуруп» на основе концессионного соглашения.

На этапе становления

Остальные регионы получили среднюю, низкую или даже крайне низкую оценку экспертов в связи со слабым развитием одного или сразу трех факторов, учитываемых при расчете рейтинга. Где-то при развитом законодательстве и существующих местных органах по развитию ГЧП наблюдается пока еще низкая инвестиционная привлекательность (закредитованность бюджета, неблагоприятная инвестиционная среда и пр.). Где-то инвестиционная привлекательность региона, наоборот, высока, однако нет необходимой институциональной среды. В каких-то регионах до сих пор нет ни одного конкретного реализованного или хотя бы инициированного ГЧП-проекта.

Например, Оренбургская область получила среднюю оценку экспертов. В области уже есть список реализуемых ГЧП-проектов в сфере коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, уже действуют законы «Об участии Оренбургской области в ГЧП», «Об Инвестиционном фонде Оренбургской области», а также функционирует Корпорация развития Оренбургской области. Однако есть и проблемы. «Не хватает проработанности вопросов ГЧП на уровне федерального законодательства – например, вопроса передачи земли в аренду концессионеру без проведения конкурсных процедур,– рассказывает заместитель начальника отдела инвестиционной и инновационной политики Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Алексей Боровик.– Кроме того, необходимы методики и типовые модели по реализации успешных инвестиционных проектов на принципах ГЧП».

Примерно на уровне Оренбургской оценивается потенциал для привлечения инвестиций в проекты ГЧП в Псковской области: есть закон о ГЧП от 2011 года, на принципах ГЧП создан первый в области Центр гемодиализа, в базе потенциальных числится 13 ГЧП-проектов в сферах здравоохранения, образования, спорта, занятости и ТЭКа. «Основной проблематикой, затрудняющей реализацию проектов на принципах ГЧП, является специфика малого региона: отсутствие крупномасштабных проектов (средний объем инвестиций в имеющихся проектах – около 25 млн руб.) и, как следствие, высокая доля затрат, связанных с подготовкой документации для реализации проекта,– говорит первый заместитель председателя государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Татьяна Кириленок.– Возможно, принятие федерального закона о ГЧП позволит уйти от необходимости разработки такого объема сопроводительной документации и оптимизировать затраты».

О том, что механизм государственно-частного партнерства до сих пор не отточен в России, говорит и факт низкой или крайне низкой экспертной оценки, доставшейся 44 участникам рейтинга. Проблемы у всех общие – это либо отсутствующее, либо не адаптированное под ГЧП-проекты законодательство, а также острая нехватка опыта, компетенций и базы успешных практик. В регионах пока очень мало специалистов в сфере государственного управления, способных профессионально структурировать и сопровождать проекты ГЧП. Плюс, подчеркивают в регионах, отсутствуют механизмы накопления опыта и передачи компетенций. Решение данной проблемы видится и в создании курсов повышения квалификации, и в создании базы и тиражировании успешных типовых проектов, а также в создании необходимой методической базы для регионов.

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Новости (стр.12) Новости (стр.13) Новости (стр.14) Новости (стр.15) Информация о доставке