Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Андрей Чибис: «Инвестировать в ЖКХ – надежно и актуально»

С недавнего времени взгляд на отрасль жилищно-коммунального хозяйства в корне изменился. Если вчера ЖКХ и головная боль были практически синонимами, то сегодня ЖКХ называют глобальной отраслью российской экономики с огромным потенциалом роста эффективности. Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис в интервью ГЧП-журналу рассказал о новых перспективах развития отрасли и о стимулировании притока частных инвестиций в ЖКХ.

– Андрей Владимирович, насколько на сегодняшний день высок потенциал отрасли?

– ЖКХ сегодня – это не только вечная проблема и россиян, и чиновников, это глобальная отрасль отечественной экономики, потенциал роста эффективности которой достигает 40%, а ежегодная – по самым скромным оценкам – потребность в инвестициях составляет 500 млрд руб. На мой взгляд, сейчас, в условиях нестабильности мировой экономики, вопрос об актуальности инвестирования в ЖКХ не должен даже подниматься – несомненно, инвестиции необходимы.

– Что было сделано Минстроем за последнее время, чтобы привлечь частные инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйства?

– Для того чтобы привлечь инвестиции в эту отрасль, в соответствии с указом президента РФ №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 года было сформировано комфортное для инвесторов законодательство, проведена действительно большая работа: принято 94 нормативных документа, из них 10 – федеральных законов. Ключевым из этих документов является переход в 2016 году на долгосрочное тарифное регулирование всех коммунальных предприятий страны. Сразу скажу, что это не возможность, а обязанность коммунальных компаний и соответственно регулирующих органов. Осуществляя переход на долгосрочные тарифы, нам удается уйти от парадигмы раздувания издержек. Сегодня любая компания мотивирована доказать определенный объем тарифа. Фактически это является мотивацией к увеличению издержек. Досрочное регулирование подразумевает то, что любая экономия от повышения эффективности остается в распоряжении компании. Это мотивирует заниматься энергосбережением и повышать энергоэффективность. Долгосрочное тарифное регулирование позволяет уйти от постоянного колебания цены, все ограничения становятся понятными и известными заранее.

– Помимо подготовленной законодательной и нормативно-правовой базы, что еще может дать потенциальному инвестору уверенность в завтрашнем дне, гарантировать прибыль?

– Ключевым механизмом, гарантирующим инвесторам прибыль, является то, что в случае принятия решения об изменении долгосрочных параметров тарифного регулирования власть отвечает за такое решение своим бюджетом. Государство заложило в тарифе 5% защищенной предпринимательской прибыли. Таким образом, бизнес будет защищен от колебаний мировых рынков. Теперь каждый губернатор должен будет эту сумму заложить в бюджет на случай принятия решения по изменению ранее установленных тарифов. Это беспрецедентное решение.

Причем это не та нормативная прибыль, к которой все привыкли. В нормативную прибыль сегодня закладываются и выпадающие доходы прошлых лет, и капитальные вложения. Все это называется прибыль. Мы специально внесли изменения в законодательство, где предпринимательская прибыль – защищенная статья тарифа. И эти деньги – деньги того акционера, который начал вкладываться в эту инфраструктуру. Эта прибыль остается в его распоряжении помимо компенсации тех кредитных ресурсов, в том числе процентов по ним, которые также, безусловно, закладываются в тариф.

– Что изменил для инвестора вступивший в силу новый закон о концессии?

– Последнее изменение законодательства – а над этим очень много работали правительство и парламент – фиксирует целевые показатели деятельности со стороны концессионера, то есть инвестор в самом начале знает, что должен сделать. Это минимизирует риски последующих конфликтов и различного рода расторговок. Концессионер знает о тарифных ставках и имеет гарантии, потому что тарифные формулы фиксируются на весь срок концессионного соглашения. Права по такому соглашению можно использовать в качестве обеспечения по кредитам на инфраструктуру. Здесь важно отметить еще один момент, тоже уникальный, не имеющий мировых аналогов: в случае расторжения концессионного соглашения инвестору возвращаются не отбитые в рамках тарифов инвестиции, то есть то, что он вложил. Что касается государства, то здесь, безусловно, важным фактором защиты публичных интересов является то, что в рамках концессии инфраструктура всегда находится и остается в публичной собственности. На сегодняшний день заключено 402 концессионных соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, утилизации ТБО, из них 31 соглашение заключено в 2014 году.

Также соответствии с указом президента регионы обязаны передать неэффективные МУПы и ГУПы в концессию к 2016 году. Сегодня начался активный анализ эффективности унитарных предприятий, соответствующие критерии утверждены приказом Минстроя и Минэкономразвития. В декабре актуализированные графики передачи предприятий в концессию вместе с конкурсной документацией должны быть размещены на сайте Минстроя.

– Неэффективные унитарные предприятия – это…

– Это те МУПы и ГУПы, которые предоставляют некачественные услуги или находятся в предбанкротном состоянии. Данные унитарные предприятия в декабре 2014 года в обязательном порядке будут выставлены на конкурс. Победителем будет признан тот, кто покажет готовность как можно быстрее достичь показателей, указанных в конкурсной документации, за меньшие деньги. Возможности инвестировать в ЖКХ открываются практически у любых игроков – региональных, федеральных или иностранных. При этом прибыль гарантирована, поскольку многомиллионное население России каждый день пользуется услугами ЖКХ. К слову, сегодня в сфере коммунального хозяйства уже реализуются 70 инвестиционных проектов в 31 регионе России на общую сумму 227 млрд руб., более 139 млрд руб. из которых – это средства частных инвесторов.

– Расскажите, пожалуйста, о региональном комплексе мер «Дорожная карта развития ЖКХ». Какие преимущества получит с помощью данной меры население, а также главы субъектов РФ? Когда именно «дорожные карты» должны быть приняты?

– В последние несколько лет мы смогли сдержать рост платежей населения за коммунальные услуги. В этом году он составит менее 4,5%. В это же время было принято решение о регулировании платежей на несколько лет вперед: до 2018 года включительно средний рост платежа за коммунальные услуги по стране не будет превышать уровень инфляции. Согласно принятым изменениям, в ноябре 2014 года правительство установит формулу долгосрочного платежа до 2019 года. Это значит, что каждый губернатор будет понимать, какой коэффициент роста по платежу по отношению к инфляции у него есть. Это даст ему свободу в плане определения приоритетов.

На сегодняшний день сформулирован комплекс мер, направленных на запуск этих механизмов, и здесь очень важна активная позиция руководителей регионов. Прежде всего ключевым условием предоставления поддержки из фонда ЖКХ, начиная с 2015 года, является наличие у губернатора типового, модельного комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства – «дорожной карты» развития ЖКХ по утвержденной Минстроем форме. «Дорожную карту» до конца текущего года обязаны принять все регионы. Она должна содержать все меры по привлечению частных инвестиций в соответствии с федеральными решениями. Принципиально важно, чтобы каждый потребитель в каждом субъекте РФ четко понимал, какая будет проведена работа в его регионе по решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.

– Какие меры приняты Минстроем для обеспечения поддержки инвестпроектов в сфере ЖКХ?

– Для того чтобы содействовать тем проектам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые сегодня активно реализуются или реализация которых только стартует, в ноябре при Минстрое начал работать Центр государственно-частного партнерства в ЖКХ.

Также мы формируем открытый справочник наиболее эффективных технологий в ЖКХ, который будет включать в себя реестр эффективных технологий и практик частного инвестирования в ЖКХ, а также анализ эффективности и стоимости технологий. Первый справочник будет опубликован также в ноябре. Система, которую мы сегодня создаем, обеспечит безусловную прозрачность информации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В завершение я бы хотел отметить, что в условиях мировой нестабильности, на наш взгляд, ЖКХ сегодня – это самый стабильный рынок с гарантированным спросом и регулируемой ценой, причем регулируемой с 2016 года по долгосрочным правилам. Приоритет, вектор на привлечение частных инвестиций уже позволил запустить в стране крупные проекты, и, по нашему мнению, сформированные условия позволяют сделать жилищно-коммунальное хозяйство одним из самых мощных локомотивов региональных экономик.

Яна Гулина

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке