Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Экспертный обзор Центра развития ГЧП

Развитие ГЧП на территории Центрального федерального округа

На данный момент можно говорить о переходе развития сферы ГЧП в Российской Федерации от стадии формирования к стадии становления, которая характеризуется трансформацией количественных показателей в качественные. Ключевыми факторами таких изменений стали: увеличение количества реализуемых проектов ГЧП в различных отраслях инфраструктуры, формирование определенного набора компетенций публичной стороны на региональном уровне, более глубокое погружение региональных и муниципальных властей как в нормотворческую, так и в проектную область.

Действия регионов России с большей интенсивностью идут нога в ногу с развитием федерального законодательства в сфере ГЧП, а исполнители на местах обеспечивают формирование качественной системы управления проектами ГЧП за счет того, что основной акцент делается не на приобретение сиюминутной выгоды от запуска неподготовленных проектов, а на системное развитие общественной инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций и компетенций. Наиболее успешны в подобных изменениях регионы Центрального федерального округа (ЦФО), что объясняется и очевидными геоэкономическими факторами, и особенностями системы государственного управления в Российской Федерации.

В настоящей момент, по данным Единой информационной системы ГЧП в РФ (pppi.ru), на территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находятся 1282 проекта ГЧП, при этом всего 12 из них реализуются на федеральном уровне. Остальные же 1270 проектов запущены благодаря региональным и местным органам исполнительной власти, что говорит об использовании накопленного опыта и применении необходимых компетенций на каждом из этапов жизненного цикла проекта.

ГЧП на территории ЦФО в цифрах

Всего по состоянию на июнь 2016 года в ЦФО реализуется 36 региональных проектов и 281 муниципальный проект. В то же время, согласно общей тенденции по стране, подавляющее большинство проектов приходится на коммунальную сферу, а именно производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии (всего 87 проектов) и централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (всего 163 проекта). Активно применятся в ЦФО механизмы ГЧП и для развития инфраструктуры системы здравоохранения.

Кроме того, в том числе на территории ЦФО, преимущественно Москвы и Московской области, располагаются объекты инфраструктуры, в отношении которых реализуются федеральные проекты ГЧП. Ниже представлен перечень этих проектов:

Проект

  1. Создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн («Платон»)
  2. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58
  3. Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (ЦКАД). Пусковой комплекс №5 
  4. Скоростная автомобильная дорога М11 Москва–Санкт-Петербург на участке км 208 – км 258
  5. Реконструкция, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги М3 «Украина» – от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участках км 124 – км 194
  6. Скоростная автомобильная дорога М11 Москва–Санкт-Петербург на участке км 543 – км 684
  7. Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (ЦКАД). Пусковой комплекс №1, первый строительный участок
  8. Скоростная автомобильная дорога М11 Москва–Санкт-Петербург на участке км 334 – км 543
  9. Новый выход на МКАД с федеральной автодороги М1 «Беларусь». Северный обход г. Одинцово 

На субъекты Российской Федерации, входящие в ЦФО, приходится около 28,5% всех реализуемых на региональном и муниципальном уровне проектов ГЧП. Это высокий совокупный показатель, и он сопоставим с совокупным количеством проектов Южного, Уральского, Сибирского, Крымского и Северо-Кавказского федеральных округов вместе взятых. Такое количество проектов ГЧП удалось запустить прежде всего по естественным причинам концентрации экономических факторов производства в центральных регионах России и постоянной в связи с этим потребности в модернизации и развитии общественной инфраструктуры.

Средний срок реализации проектов в ЦФО составляет 13,1 (года), что примерно соответствует среднему показателю по России и знаменует большую долгосрочность в российском ГЧП, чем ранее. Однако такой средний срок ГЧП-соглашений по стране все же меньше, чем в странах, признанных мировыми лидерами в сфере ГЧП, где прилагаются большие усилия для применения всех преимуществ ГЧП – достижения стабильности и надежности за счет максимальной долгосрочности и полной проработки распределения рисков и обязательств.

Общий объем частных инвестиций, привлеченных в реализацию учтенных в статистической выкладке проектов ГЧП в ЦФО, примерно составляет более 400 млрд руб. Из этого объема средств, направленных бизнесом на развитие общественной инфраструктуры ЦФО, 139,6 млрд руб. приходится на региональные проекты ГЧП, 139,1 млрд руб.– на муниципальные. Ввиду своей специфики ЦФО является федеральным округом России с наибольшим процентом привлеченных средств на федеральном уровне от общего объема инвестиций (порядка 30%).

Вложения российского бизнеса в инфраструктуру подсчитаны в рамках форм ГЧП, учитываемых при расчете рейтинга регионов по уровню развития ГЧП. Подавляющее большинство проектов в ЦФО – это региональные и муниципальные концессионные соглашения (298), причем в основном в сфере ЖКХ. Остальные это соглашения о ГЧП, реализуемые по региональному законодательству – 3 проекта, и иные формы (26), которые преимущественно представляют собой аренду с инвестиционными обязательствами, обладающую широким спектром признаков ГЧП.

Из всех учтенных проектов ГЧП на стадии эксплуатации находится более трети проектов. Полную разбивку по стадиям реализации запущенных на территории ЦФО проектов ГЧП можно видеть на диаграмме, представленной ниже.

Обзор регионального опыта реализации проектов ГЧП в ЦФО

На данный момент наблюдается форсирование правоприменительной практики в сфере ГЧП, которая в дальнейшем выступит в качестве базиса для широкого тиражирования проектов ГЧП в различных отраслях инфраструктуры. Например, первое концессионное соглашение на условиях частной инициативы было подписано в рабочем поселке Новогуровский Тульской области в отношении объектов теплоснабжения на 15 лет. В рамках этого соглашения должны построить новую блочно-модульную котельную и произвести полную замену системы теплотрасс поселка длиной 11,6 км.

По примеру первой частной концессионной инициативы в Тульской области пошли и подмосковные власти. Концессионное соглашение подписано между муниципалитетом города Электросталь и частной компанией «Глобус», входящей в группу «Виктория Эстейт». Размер предполагаемых инвестиций в коммунальную инфраструктуру города составляет сумму более 1 млрд руб., в пределах которой инвестор обязуется построить тепловые сети и модернизировать котельные, а также осуществлять теплоснабжение города в течение 25 лет. Одним из наиболее ярких и фундаментальных проектов является инициатива по развитию транспортного сообщения в Московской области посредством создания линии скоростного трамвая на принципах ГЧП. Инициированная подмосковными органами исполнительной власти транспортная концессия на 30 лет может обойтись партнерам по соглашению почти в 100 млрд руб., но при этом полная реализация проекта позволит соединить крупные города и аэропорты Московской области и создать тем самым кольцевую линию скоростного трамвая вокруг города Москвы.

Выделяются по наличию обширного опыта применения механизмов ГЧП на практике такие регионы ЦФО, как Курская и Рязанская области. Наибольшее количество проектов реализуется на территории Курской области – 89, однако преимущественно это муниципальные некапиталоемкие концессии в отрасли водоснабжения и водоотведения, многие из которых имеют явные признаки пролонгированных арендных договоров. В Рязанской области, в свою очередь, насчитывается 54 муниципальные концессии в сфере ЖКХ, а, например, во Владимирской – 12 муниципальных концессионных соглашений. Наименьшее же количество проектов ГЧП из регионов ЦФО – по одному – реализуется в Брянской и Ярославской областях, это проекты в отрасли социального обслуживания и отрасли школьного образования соответственно.

Всего за первое полугодие 2016 года на территории ЦФО было объявлено 197 конкурсов на право заключения концессионного соглашения, что немногим уступает показателю в Приволжском федеральном округе (213). Одним из наиболее затяжных и долгих по продолжительности является конкурс на право создания и реконструкции объектов аэропорта Орел-Южный в Орловской области, в рамках которого не удалось отобрать концессионера с третьей попытки. Проблема кроется в ключевом критерии предварительного отбора частных компаний к участию в последующем отборе на конкурсной основе, а именно обязательное наличие хотя бы двух участников конкурса.

Под строительство Северного дублера Кутузовского проспекта в Москве уже осуществляется проектирование и освобождение необходимой территории. Соглашение на строительстве и эксплуатации северного дублера Кутузовского проспекта подписали правительство Москвы и ОАО «Новая концессионная компания», являющаяся дочерней структурой ЗАО «Лидер». Для участия в двух концессионных проектах, предполагающих создание и эксплуатацию третьего и четвертого пусковых комплексов Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) соответственно, ГК «Российские автомобильные дороги» отбираются претенденты из частного бизнеса.

Все 18 субъектов, входящих в ЦФО, представляют высокий интерес не только для отечественных инвесторов, но и для зарубежных благодаря геополитическим и территориальным преимуществам округа наряду с особым спросом на качественные и доступные объекты общественной инфраструктуры.

Следующий этап развития инструментов создания и модернизации общественной инфраструктуры предполагает кропотливую работу региональных властей субъектов ЦФО в части формирования комфортной институциональной и правовой среды; комплексного планирования развития общественной инфраструктуры; создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП наряду с компетенциями бизнеса, способными повысить качество каждой отдельно взятой инициативы и систем в целом.

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Новости (стр.12) Новости (стр.13) Новости (стр.14) Новости (стр.15) Информация о доставке