Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Инициатива в действии

Год назад инвесторы получили возможность выступать с инициативой о реализации концессии

С того момента как в мае 2015 года у инвесторов появилась возможность инициировать концессии и убеждать региональные и муниципальные власти в целесообразности их реализации на предложенных условиях, прошло уже больше года, и пришло время сделать первые выводы о жизнеспособности данного механизма в российской правоприменительной практике.

Новый вектор развития рынка

Частная концессионная инициатива или как ее сокращенно именуют ЧКИ по своей сути была задумана как легальный способ запустить эффективно структурированный проект без проведения конкурсных процедур и дополнительных трудозатрат со стороны государства, в случае если других претендентов для участия в данном проекте не найдется. При этом если на предложения инициатора откликнутся другие участники рынка, то тогда компании, которая выступила с инициативой, придется доказывать превосходство своего предложения перед другими участниками уже в рамках классического конкурсного отбора.

Механизм ЧКИ также позволяет инвестору протестировать государственного заказчика на наличие интереса к проекту, поскольку право проводить предварительные переговоры до момента официальной подачи концессионной инициативы прямо предусмотрено в законе и впоследствии в случае предметного интереса к проекту обсуждать существенные условия в отведенные сроки, которые остаются достаточно сжатыми: 30 дней для принятия официального решения в отношении проекта по ЧКИ.

Нельзя не сказать о том, что еще до момента вступления поправок в силу участниками рынка высказывались небезосновательные опасения на счет жизнеспособности данного механизма. Так конструкция, в которой при ЧКИ появляются еще и третьи участники, которые готовы зайти в проект, не предусматривает для инициатора никаких значительных преференций – в конкурсе он участвует на тех же условиях, что и остальные, а в случае проигрыша не может рассчитывать на компенсацию понесенных затрат при подготовке своего концессионного предложения. Эти характерные для международной практики новеллы (подробнее о применении международного опыта см. статью «Инициатива поощряема», «ГЧП Журнал» №7) пока не нашли отражения в концессионном законодательстве, но были частично учтены разработчиками федерального закона о ГЧП.

Частые концессионные инициативы

Еще в мае 2015 года на сайте единой информационной системы в сфере ГЧП (pppi.ru) был проведен опрос о потенциале ЧКИ на российском рынке. Наиболее предпочтительным вариантом стал ответ «будет большое количество предложений инициаторов, но существенного роста числа заключенных соглашений не будет». Время в целом подтверждает правоту тех, кто склонялся к такому развитию событий.

На сегодняшний момент на едином портале размещения информации torgi.gov.ru опубликовано 305 предложений инвесторов о заключении концессионных соглашений – даже чаще, чем каждый рабочий день с момента вступления поправок о ЧКИ в силу. Наибольшее количество инициатив подано в отношении объектов тепло- и водоснабжения/водоотведения, 90% от всех проектов (подробнее см. врез со статистикой), что позволяет сделать вывод: на муниципальном уровне механизм стал приживаться для решения локальных проблем в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. Так совокупно в муниципальных образованиях Амурской области опубликовано 41 предложение о ЧКИ, и все они касаются объектов коммунальной инфраструктуры.

Что же касается тех инициатив, которые дошли до финиша, то, к сожалению, здесь сделать однозначный вывод довольно трудно, поскольку через «торги» невозможно отследить факт заключения самого соглашения – такой информации просто не публикуется и узнать судьбу можно по довольно ограниченному числу проектов. Так на сегодняшний день завершено (подразумевается, что есть предложения инвесторов) 199 ЧКИ, а в 38 случаях не поступили заявки от третьих лиц, и соглашение должно быть заключено с инициаторами проектов. Но в реальности, по нашим расчетам, из всех 305 ЧКИ, о которых мы говорим на сегодняшний день, соглашения заключены в 31 случае. Эта цифра, безусловно, может корректироваться на 15-20% в сторону увеличения, но все же о повальном росте числа заключенных концессий говорить пока не приходится.

С другой стороны, если в 199 случаях появились заявки от третьих лиц (65% от общего количества ЧКИ), то по всем этим проектам должен быть объявлен конкурс, и они должны перекочевать в соответствующий раздел на портале torgi.gov.ru, но происходит это в очень ограниченном количестве случаев, и отследить дальнейшую судьбу проектов становится практически невозможно.

Впрочем, такие примеры есть, одним из них является проект в отношении системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Дагестан. Инициатором проекта в части создания и последующей эксплуатации рубежей контроля нарушения ПДД выступило ООО «МСК Интеграция-Махачкала», но в установленный срок поступили предложения об участии в конкурсе от АО «Ситроникс» и ООО «НПП МВС», после чего на этапе предварительного отбора поступила заявка только от АО «Ситроникс», которая удовлетворяла представленным требованиям в связи с чем было принято решение о заключении концессионного соглашения именно с этой компанией.

Новые отрасли – новые вызовы

Применение ЧКИ не ограничивается только объектами коммунального хозяйства. Наиболее свежий пример – первая ЧКИ в отношении федеральной собственности, по итогам рассмотрения которой было заключено концессионное соглашение с инициатором. В рамках ПМЭФ-2016 Федеральное агентство железнодорожного транспорта и ЗАО «Таманьнефтегаз» (группа ОТЭКО) подписали концессионное соглашение по развитию железнодорожной инфраструктуры порта Тамань.

Этот пример также интересен вопросом о том, кто принимает решения о реализации концессионного проекта по ЧКИ – общее правило, что предложение о ЧКИ попадает в то публично-правовое образование, в чьей собственности находится объект соглашения, и далее в процедурном порядке необходимо определить ответственного за рассмотрение и принятие решения о реализации проекта. В данном конкретном примере решение принимал Минтранс России, но российское правительство всерьез задумывается о том, чтобы порядок рассмотрения был максимально унифицирован, и прорабатывается вопрос наделения отдельными полномочиями интеграторов позиции различных органов власти, по сути, «единого окна» для частных концессионных инициатив, инвестиционно-финансовые ФОИВы: Минэкономразвития или Минфин.

На региональном уровне, как правило, решения принимаются «в ручном режиме» по каждому отдельному случаю, но в связи с возможным бумом ЧКИ в 2016-2018 годах ряд регионов уже принял или разрабатывает единые порядки рассмотрения частных концессионных инициатив. Подходы регионов в данном вопросе можно условно разделить на три группы: 1) создание «одного окна» по работе с ЧКИ; 2) определение ответственных за рассмотрение ЧКИ органов власти в зависимости от ведомственной принадлежности объекта инициативы; 3) принятие решения об ответственном за рассмотрение ЧКИ органе власти в «ручном режиме» на уровне правительства региона.

Автор - Александр Долгов

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке