Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Дороги подождут

Заморозка роста тарифов «Платона» затормозит региональные автодорожные ГЧП-проекты

Первые региональные автодорожные проекты ГЧП, которые претендуют на средства, собранные системой «Платон», уже известны. Предполагалось, что в этом году такую помощь смогут получить 5-7 проектов, которые до сих пор не могли реализоваться из-за нехватки средств у региональных администраций. Но правительство РФ внезапно продлило на неопределенное время действие льготного тарифа для владельцев большегрузов, и теперь вместо запланированных 40 млрд руб. доход «Платона» может сократиться примерно в два с половиной раза. В таких условиях конкуренция между регионами за федеральные деньги может ужесточиться.

В декабре Росавтодор сообщил о рассмотрении первых семи проектов ГЧП, претендующих на софинансирование за счет доходов от сборов платы за возмещение вреда федеральным автодорогам в систему «Платон». Речь шла о строительстве транспортных обходов Хабаровска и Ижевска, мостов через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, а также автодорог в Башкортостане и Коми. Позже газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на Росавтодор, что общая стоимость указанных проектов составляет 154,8 млрд руб., из них из федерального бюджета потребуется 85,7 млрд руб.

При этом еще в прошлом году Росавтодор прогнозировал, что в 2016 году доходы от системы «Платон» составят около 39,5 млрд руб., из них 10,6 млрд руб. получит оператор - «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Оставшаяся сумма будет направлена в Федеральный дорожный фонд, чтобы затем дотировать региональные дорожные проекты, которые сейчас стопорятся из-за существенной нехватки государственного финансирования. При этом на 25 февраля системой «Платон» было уже собрано с перевозчиков 4 млрд руб. Предполагается, что первые проекты, которые получат деньги «Платона», будут отобраны в октябре.

Но сперва Минтрансу России предстоит разработать, а правительству одобрить специальные критерии отбора претендентов. Пока у Росавтодора есть лишь общие пожелания: стоимость проекта должна начинаться от 1,5 млрд руб., объект должен быть включен в планы территориального развития региона, а его реализация осуществляться посредством заключения концессионного соглашения. Еще одно условие - доля инвестора должна составлять не менее 15%, при этом федеральный центр готов вложить до 50% стоимости, если речь идет о строительстве автодороги, и до 85% - в мосты и тоннели.

Кроме того, желающий подать заявку регион должен иметь инвестора, готового вложиться в проект. Всего на один проект может быть потрачено не более трети годовых поступлений от «Платона». В Росавтодоре заявили «ГЧП-Журналу», что постановление правительства РФ о порядке отбора ожидается уже в ближайшие месяцы, после чего агентство начнет прием документации от субъектов федерации. По данным Единой информационной системы ГЧП в России, сегодня по всей России на разных стадиях реализации находится более 30 автодорожных ГЧП-проектов.

«Платоном» едины

Идея софинансирования ГЧП-проектов из доходов «Платона» возникла после того, как стало понятно, что многие регионы не в состоянии реализовать эти проекты самостоятельно. Сейчас в Росавтодор представлено несколько групп таких проектов: проекты в высокой степени готовности (там, где регионы готовы дать деньги и уже нашлись инвесторы), проекты в разработке и находящиеся на стадии идей. Примечательно, что движение по всем мостам и дорогам, которые претендуют на собранные «Платоном» деньги, будет платным, а эксплуатацию первых трасс планируется начать в 2020 году. К этому же сроку предполагается реализовать амбициозный план по приведению 85% всех федеральных автодорог в нормативное состояние.

Наиболее крупный из семи анонсируемых проектов - строительство восточного обхода Ижевска стоимостью 55 млрд руб., причем регион претендует на 35 млрд руб. федеральных денег. Проект подразумевает строительство и реконструкцию автомобильных дорог протяженность 62 км от трассы Сарапул-Ижевск до М-7 «Волга». Предполагается, что запуск новой дороги позволит разгрузить автомобильный трафик на пересечении Казани и Уфы с Кировом и Пермью, а ее интенсивность составит 8-10 тыс. машин в сутки. При этом сама дорога будет платной, на ее оснащение автоматизированной системой управления дорожным движением местные власти планируют потратить 2,6 млрд руб. Остается найти инвестора способного вложить более 17 млрд. рублей для реализации данного проекта.

Еще одну объездную магистраль представил Дальний Восток, предложив вложиться в обход Хабаровска. О необходимости построить обход говорят с 2010 года, когда была введена в эксплуатацию трасса «Амур», вследствие чего в город хлынули транзитные автомобили и нагрузка на региональную сеть резко возросла. Новая магистраль протяженностью 29 км должна связать сразу три федеральные трассы - А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Восток». Стоимость проекта оценивается в 31,6 млрд руб., из них 8,4 млрд руб. вложит регион, еще столько же потребуется от инвестора, которого планируется выбрать с помощью конкурса. Таким образом, федеральных денег требуется вложить 17 млрд руб. Но, по некоторым данным, стоимость проекта может составить 41, 8 млрд руб., а это значит возрастет и требуемая сумма из федерального бюджета.

В феврале правительство Хабаровского края уже провело в Москве road-show, где проект был представлен потенциальным инвесторам и получил оценку консультантов. Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Николай Брусникин ранее говорил, что обход Хабаровска позволит усилить транзитный потенциал Дальнего Востока и создаст условия для развития интермодальных перевозок. По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, новая трасса станет «важной транспортной составляющей как для двух территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск», так и для морского порта Ванино и портовой особой экономической зоны «Советская Гавань». Трассу планируется построить к 2019 году, а окупить затраты, в базовом варианте, регион рассчитывает за 10 лет.

Следующий проект, претендующий на деньги «Платона», - мост через реку Обь в Новосибирске длиной 1,5 км со строительством тоннеля для развязки с железнодорожными путями. Стоимость моста оценивается примерно в 30 млрд руб., причем 70% регион готов профинансировать самостоятельно. Проект вантового моста уже получил положительное заключение госэкспертизы, его пропускная способность составит 86 тыс. автомобилей в сутки. По предварительной оценке, проезд по мосту будет стоить 100 руб.

Пермский край также вышел с предложением о строительстве моста и двух автодорог – участка трассы Березники-Пермь и восточного обхода Перми. Стоимость строительства составит, по разным оценкам, от 13,9 до 14,8 млрд руб., из них 6,9-9,3 млрд руб. планируется привлечь из федерального центра. От концессионера потребуется построить мост в течение трех лет, реконструировать имеющиеся участки дорог, а затем еще в течение 12 лет содержать и эксплуатировать эти объекты.

В Вологодской области планируют построить мост через реку Шексну в Череповце, поскольку старый Октябрьский мост перегружен на 36% и не справляется с транспортным потоком. Новый мост должен улучшить перевозки металлической и химической продукции, обслуживая порядка 46,7 тыс. машин в сутки. Стоимость моста – 11,4 млрд руб., правда регион готов вложить только 600 млн руб, что заметно усложнит процессы привлечения инвестора и федеральных средств.

Последние два проекта также связаны со строительством нового дорожного полотна. Башкортостан изначально предлагал построить дорогу Стерлитамак – Магнитогорск стоимостью 13,6 млрд руб., но в конце января местные СМИ писали со ссылкой на зампредседателя Госкомтранса республики Рима Гилязетдинова, что «впоследствии было решено заявить на госучастие восточный выезд из Уфы стоимостью 35 млрд руб., который включает в себя автодорожный тоннель, мост и дорогу, соединяющуюся с трассой М5». Впрочем, подтвердить эту информацию «ГЧП Журналу» не удалось: в администрации республики на запрос не ответили.

Наконец, правительство Коми представило инвестиционный проект строительства трассы Сыктывкар-Нарьян-Мар, в рамках которого планируется построить участок дороги Ираель – Каджером протяженностью 45,6 км и выполнить реконструкцию участка Малая Пера - Ираель протяженностью 34,5 км. По сравнению с другими представленными объектами, проект в Коми не велик и обойдется всего в 4,8 млрд руб.

В Росавтодоре среди всех регионов выделяют Новосибирскую область и Дальний Восток, не скрывая, что это наиболее активные претенденты на средства, собранные системой «Платон». Но сами регионы не захотели обсуждать свои проекты, отказавшись комментировать эту тему. Юристы Herbert Smith Freehills (HSF) соглашаются, что больше всего шансов получить господдержку через «Платон» у Новосибирска, Хабаровска и Перми. «Это регионы, проекты которых находятся в высокой степени готовности к реализации, в том числе некоторые из них имеют потенциальных инвесторов», - отмечают в HSF, приводя в пример Новосибирскую область.

В Центре развития ГЧП в свою очередь уверены, что говорить о ключевых претендентах можно будет только после утверждения критериев отбора проекта. Исполнительный директор Максим Ткаченко отмечает: «На рынке сейчас много противоречивой информации о данных проектах, основные параметры эксперты видели по Хабаровску и по Новосибирску, другие проекты сейчас – темные лошадки. Мы запланировали проведение тестовых road-show на Российской недели ГЧП, где будут представлены 3 проекта, которым будет дана предварительная экспертная оценка и рекомендации по возможной доработке».

Операция «Дальнобойщик»

Введение системы «Платон» 15 ноября 2015 года стало едва ли не самым обсуждаемым и скандальным событием последних месяцев. «Платон» предполагает взимание платы с грузовиков, чья масса превышает 12 тонн, как своего рода компенсацию за причинения вреда большегрузным транспортом дорогам. Всего в России зарегистрировано около 2 млн таких грузовиков, из них 200 тыс. зарегистрированы за рубежом, а 400 тыс. принадлежат российским физлицам.

Проект готовился к реализации на протяжении нескольких лет пока, наконец, в 2014 году правительство РФ выбрало концессионера в лице РТИТС, который должен собирать плату за проезд с владельцев грузовиков, а за это получать компенсацию («плату концедента») для покрытия своих расходов на запуск проекта. Изначально предполагалось, что владельцы фур будут платить 3,73 руб. за один км пути, но в итоге правительство РФ сократило размер тарифа до 1,53 руб./км. Такая ставка должна была действовать до 29 февраля 2016 года, после чего тариф планировалось увеличить до 3,06 руб./км, а в дальнейшем – до 3,73 руб./км.

Но с момента запуска системы по всей стране прокатилась волна протестов со стороны дальнобойщиков. Митинги охватили многие регионы, включая Москву, Санкт-Петербург, Нижегородскую область, Красноярский край, причем главным требованием протестующих было не просто снижение тарифа, а полная отмена сбора. На запуск «Платона» отреагировали и крупные производители: руководитель Danone в России Бернар Дюкро объявил, что сразу после введения сбора транспортные расходы компании выросли на 20-100%, вследствие чего это отразится на потребителях. Но единственное, чего удалось добиться бастующим – снижение штрафа за неоплату проезда (с 450 тыс. руб. до 5 тыс. руб.) и продление льготной ставки. Так, 22 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович объявил о заморозке действующего тарифа системы «Платон» до октября. Он пояснил, что тарифы будут пересмотрены только после тщательного мониторинга всей системы за девять месяцев текущего года.

Принципиально это меняет многое: в первую очередь, доходы «Платона» в 2016 году окажутся значительно ниже ожидаемой суммы. Это значит, что и проектов, которые смогут получить необходимое финансирование, будет меньше. Впрочем, в Минтрансе и Росавтодоре не торопятся делать такие выводы, напомнив, что «решение о направлении средств, собранных «Платоном», на строительство тех или иных региональных объектов будет принимать Правительственная комиссия по транспорту».

В HSF считают, что «заморозка» тарифов системы «Платон» негативно скажется на проектах ГЧП и такое решение может привести к пересмотру параметров проектов, претендующих на средства «Платона», или к откладыванию их реализации. В качестве примера можно привести проект обхода Хабаровска, который требует существенного госфинансирования и без которого проект придется пересмотреть.

Ирина Толмачева

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке