Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.
В корзине пусто!

Путепроводная нить

Кто избавит автомобилистов от бесконечных ожиданий перед шлагбаумами на ж/д переездах? Регионы активно пытаются привлечь к решению проблемы инвесторов, но получается это далеко не всегда даже у самых успешных и обеспеченных субъектов РФ.

Первый платный

Построенные на основе ГЧП путепроводы могут появиться в Саратовской области, стало известно в ноябре. Речь о подобном проекте заходит здесь не в первый раз. В 2011–2012 годах региональные чиновники рассматривали вариант строительства железнодорожных переездов, призванных увеличить пропускную способность отдельных участков в 1,5–2 раза. Предполагалось, что срок окупаемости достигнет 15–16 лет, а после 20 лет эксплуатации объект передадут в собственность региону. Тогда сумма инвестиций не обнародовалась, как, впрочем, и сейчас. Сообщается лишь, что администрация Саратова готовит более конкретные предложения и расчеты, в том числе по трафику в местах потенциальных строек. В своих планах региональное министерство ссылается на успешную практику ГЧП в Рязанской области, где несколько лет назад открылся первый платный путепровод в стране.

«До запуска путепровода движение на участке железнодорожного переезда было крайне затруднено из-за частого закрытия шлагбаума на переезде,– рассказал ГЧП-журналу министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Евгений Межорин.– Опыт строительства и ввода в эксплуатацию в районе Карцево, движение транспорта по которому осуществляется на платной основе, минтранс Рязанской области оценивает положительно. За счет привлечения средств инвестора удалось обеспечить беспрерывное движение транспорта по участку автодороги с высокой интенсивностью трафика».

Первый платный путепровод в России расположился в районе ж/д переезда Соколовка–Карцево, соединив два крупных микрорайона и существенно облегчив перемещение транзитного автотранспорта, в том числе в московском направлении. Первое время после запуска плата не взималась, а затем, в 2013 году, за проезд легкового транспорта стали взимать 16–20 руб. По словам специалистов, эта сумма сопоставима с потерями бензина, которые происходят за 15–30 мин. работы легкового автомобиля на холостом ходу. Инвестором выступила «РПД – Рязань», которая инвестировала все необходимые 254 млн руб., получив право эксплуатации объекта в течение 20 лет. Общий срок службы строения, согласно нормативу, достигает 56 лет. В среднем в сутки здесь проходит около 120 пар поездов и примерно 20 тыс. автомобилей.

Однако этим проектом с учетом успешной реализации в регионе решили не ограничиваться. Теперь власти намерены привлечь частного инвестора для строительства еще одного путепровода – через железнодорожные пути на участке трассы М5 Урал–Ходынино. По словам господина Межорина, в правительство Рязанской области «было подано предложение о заключении концессионного соглашения на финансирование, проектирование, реконструкцию и эксплуатацию» указанного участка вместе со строительством путепровода через ж/д пути в Рыбновском районе Рязанской области. Министр отмечает, что, согласно закону о концессиях, поступившее предложение необходимо рассмотреть в течение 30 календарных дней. «По результатам рассмотрения будет принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных условиях, на иных условиях или невозможности заключения соглашения,– поясняет глава регионального минтранса.– Поэтому на настоящий момент не представляется возможным сообщить, на каких условиях будет заключаться концессионное соглашение и будет ли оно заключаться вообще».

Тем не менее уже известны основные параметры проекта по строительству путепровода и подходов к нему. Как сообщил Евгений Межорин, общая протяженность конструкции достигнет 814 м, в том числе сам путепровод – чуть более 90 м. В ценах текущего года стоимость строительства составит 536 млн руб., подсчитали в ведомстве.

В инициативном порядке

Рязанский опыт упоминают и подмосковные власти, обсуждая варианты улучшения транспортной ситуации в регионе. Сегодня в Московской области (МО) насчитывается больше 100 переездов, через каждый из которых ежесуточно проезжают в среднем 6–12 тыс. автомобилей. Водители тратят не только деньги на лишний бензин, но и время – в рабочие часы ждать открытия шлагбаума приходится по 30–50 мин., а перекрывают переезды до 180 раз в сутки.

На заседании координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Подмосковья говорилось, что в столичном регионе должно появиться 92 путепровода, в том числе и в рамках ГЧП. Предполагалось, что на 10–12 объектов будет привлечено 7–10 млрд руб. частных инвестиций. Весной зампред подмосковного правительства Петр Иванов заверял, что до конца текущего года подпишут как минимум четыре концессионных соглашения по путепроводам. В качестве пилотов были выбраны наиболее перегруженные и востребованные водителями участки – места пересечения автомобильных и железных дорог в Востряково городского округа Домодедово, в городе Кубинка Одинцовского района, около платформы Черное в Балашихе, а также в городском поселении Правдинский Пушкинского района. В час пик пробки на этих участках растягиваются на 1–2 км. По словам подмосковных чиновников, помимо уровня загрузки при выборе учитывались многие факторы, такие как удаленность от альтернативных маршрутов и срок окупаемости. Например, Правдинский путепровод «отобьется» за 16 лет, отмечали представители МО. Стоимость проезда через платные подмосковные путепроводы, как предполагается, должна составить 29 руб. для легковых автомобилей и от 58 руб.– для грузовых.

В июне о желании получить концессию на создание путепроводов заявил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Для этого фонд создал консорциум с итальянской Pizzarotti. По данным РФПИ, в четыре путепровода планировалось вложить 3 млрд руб., а всего рассматривалась возможность строительства до 20 объектов. Предложение прозвучало в порядке частной инициативы: после подписания госзаказчику вменяется в обязанность провести сбор заявок от других потенциальных претендентов, и если таковые найдутся после подписания соглашения, то разыграть концессию придется на конкурсе.

На Петербургском экономическом форуме Московская область официально подписала соглашение с РФПИ и Pizzarotti. «В случае успешной реализации намеченных планов стороны рассмотрят возможность сотрудничества на взаимовыгодных условиях в отношении строительства других путепроводов в регионе»,– сообщали подписанты.

Затем представители министерства инвестиций и инноваций Московской области отмечали в беседах с журналистами, что конкурс на четыре путепровода все-таки будет объявлен, а губернатор Андрей Воробьев выражал надежду, что это произойдет в ближайшее время. «Мы готовим конкурс по частно-государственному партнерству, по платным переездам. Я надеюсь, что первый такой лот будет разыгран до конца года»,– заявлял он. В пресс-службе подмосковного правительства не смогли уточнить сроки проведения конкурсов или другие детали проекта по строительству платных железнодорожных переездов.

Построить любым способом

Тем временем в Москве и вовсе решено было отказаться от привлечения инвесторов к строительству путепроводов, по крайней мере на текущем этапе. В конце января город объявил конкурсы на право заключения концессии по двум объектам – путепроводу на 34-м километре Курского направления в районе станции Щербинка и на 36-м километре Киевского направления возле Крекшино. Ожидалось, что инвесторы построят объекты за полтора года, а затем будут вести платную эксплуатацию в течение 30 лет. Москва предлагала взять на себя предоставление участков и регистрацию сопутствующих прав.

Сначала заявочную кампанию продлили на два месяца «в связи с необходимостью проработки механизмов по взиманию платы за проезд». Но после переноса сроков подходящих претендентов так и не нашлось. Конкурсы по концессиям в Крекшино и Щербинке в результате не состоялись. В ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» решение объяснили изменившейся экономической ситуацией, которая привела к повышению рисков, в том числе и риска, связанного с недостаточным трафиком. Также глава агентства Леонид Кострома обещал, что власти все же намерены найти способ построить упомянутые путепроводы, но только после тщательного анализа всех возможных вариантов. В результате был выбран подрядный механизм. Победителем открытого конкурса стала компания «Гера», предложившая соорудить переезд в Крекшино за 1 млрд руб.

Примерно столько же будет каждый из 70 путепроводов, запланированных в Ленинградской области к строительству до 2020 года. В этом регионе тоже пришлось отменить конкурс на строительство путепровода – для пропуска поездов «Аллегро». Однако на этот раз шел поиск не концессионера, а подрядчика, и одному из претендентов условия показались слишком путаными и были обжалованы в ФАС.

Пока готовится новый конкурс, в Ленобласти активно обсуждают предстоящее соглашение с РЖД и Росавтодором. Местные чиновники указывают на аналогичные договоренности федеральных структур с Московской областью, которая взялась строить платные путепроводы с привлечением инвесторов.

В следующем году Ленобласть, РЖД и Росавтодор намерены заключить трехстороннее соглашение, которое поможет быстрее и эффективнее строить развязки и виадуки, прежде всего на пути следования поездов «Сапсан» и «Аллегро». Пока же питерцам остается лишь с нетерпением ждать подписаний: например, в Колпино власти уже грозятся запретить жилищное строительство вплоть до разрешения транспортных проблем района. Создание путепровода здесь запланировано на 2016–2018 годы в рамках городской инвестиционной программы, а идея реализовать проект в формате ГЧП прорабатывается с крупнейшими федеральными банками.

Автор: Ирина Нагорная

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Информация о доставке