Первый информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации инфраструктуры и развития государственно-частного партнерства в России.

Пенсионные деньги готовы к инфраструктурным ГЧП-проектам

Но лишь при наличии гарантий возврата

В условиях экономического кризиса и дефицита бюджета финансирование крупных инфраструктурных проектов оказывается невозможным без помощи длинных денег пенсионных накоплений граждан. На Западе уже давно огромную роль в ГЧП-проектах в области инфраструктурного строительства играют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Их отечественные коллеги, хотя и имеют необходимые резервы, пока не торопятся следовать их примеру, опасаясь долгосрочных вложений без гарантий возвратности.

Трудности перевода

На данный момент в России представлено 118 НПФ, хотя еще десять лет назад их количество было в два раза больше – 261. Резкое сокращение пенсионных фондов произошло прежде всего из-за ужесточения требований к их деятельности. При этом, согласно исследованию Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ), в ближайшие несколько лет рынок могут покинуть еще как минимум 30% игроков. Причина все та же – государство продолжает политику усиления прозрачности в деятельности НПФ. Но отрицательная динамика по количеству НПФ никак не повлияла на объем пенсионных накоплений. Напротив, он стремительно растет, и, по оценке ФЦПФ, уже составляет 1,7 трлн руб. (в 2014 году в распоряжении НПФ находилось 1,12 трлн руб., а в 2011 году – только 394 млрд руб.).

Несмотря на столь внушительные резервы, НПФ практически не участвуют в инфраструктурных проектах, предпочитая размещать свои средства на банковских депозитах (около 40% от всех накоплений). На долю же инфраструктурных проектов приходится не более 55 млрд руб. пенсионных средств – то есть чуть более 3%. Именно во столько оценивается суммарный объем эмиссий выпусков концессионных облигаций, выкупленных консорциумами инвесторов. При этом часть облигаций выкупили банки, а реальный объем вложений НПФ не превышает 40 млрд руб.

Причины нежелания НПФ участвовать в инфраструктурных проектах ГЧП лежат на поверхности. В условиях экономической нестабильности большинство действующих игроков не рискуют делать долгосрочные инвестиции, предпочитая им краткосрочное финансирование с гарантированной доходностью. Гендиректор НПФ «Будущее» (ранее «Благосостояние ОПС») Николай Сидоров подтверждает, что для любого НПФ наибольший интерес представляют инвестиции с госгарантиями и доходностью, привязанной к инфляции с определенной премией за риск. Но проблема в том, что как таковых инструментов, гарантирующих надежность таких инвестиций, пока нет. В УК «Лидер» (клиентами компании являются 9 НПФ и 2 страховые компании) говорят, что огромным препятствием для развития рынка долгосрочного инвестирования в стране можно также считать отсутствие на уровне регионов опыта структурирования инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов.

Но есть и другие причины, почему НПФ сторонятся инфраструктурных проектов. Так, облигационный механизм, через который отечественные НПФ инвестируют в инфраструктурные проекты ГЧП, довольно сложен для выполнения с точки зрения соответствия всем предъявляемым к нему требованиям, отмечается в исследовании ФЦПФ. Еще одна причина – отсутствие притока пенсионных накоплений, связанного со сравнительно низкой доходностью от инвестирования НПФ, а также с неопределенностью использования накопительной части пенсии. В этом году государство в очередной раз заморозило пенсионные накопления, в результате предназначенные НПФ 342 млрд руб. должны пойти на выплату пенсионерам. Более того, в правительстве по-прежнему нет понимания: сохранить накопительную часть пенсии или полностью перераспределить в страховую часть, как на том настаивает социальный блок. Участники рынка уверены, что при ликвидации пенсионных накоплений НПФ не будут инвестировать в инфраструктурные проекты.

Старший юрист Herbert Smith Freehills CIS LLP Роман Чураков согласен, что в России довольно жесткое регулирование по размещению пенсионных средств, тогда как во всем мире пенсионные накопления из-за значительного размера и малой волатильности являются лакомым куском любого инвестиционного проекта. Но, напоминает он, сейчас в России активно обсуждается возможность стимулирования на государственном уровне участия НПФ в инфраструктурных проектах. По мнению Романа Чуракова, сложности есть и в реализации самого механизма ГЧП, развитию которого мешают различные факторы – от пробелов в законодательстве до нехватки квалифицированных кадров. «Необходимо и дальше развивать законодательство в этой сфере, устанавливать налоговые льготы, а также расширять возможности НПФ по инвестированию в инфраструктурные проекты»,–добавляет он.

Зарубежный опыт

В последние десятилетия рынок долгосрочных инвестиций в инфраструктуру формируется особенно активно. В одном только Евросоюзе с 1990 по 2010 год было реализовано 1452 проекта ГЧП на сумму 272 млрд евро. Сейчас, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, совокупный объем активов пенсионных фондов составляет свыше $25 трлн, или более 35% мирового ВВП. При этом переломным моментом стал 2008 год, когда после глобальной рецессии многие НПФ пересмотрели свою инвестиционную политику в сторону долгосрочных обязательств. При этом если во многих странах, по данным ФЦПФ, пенсионные накопления превышают 100% ВВП и используются для поддержания национальной экономики, то в России пенсионные накопления составляют всего 4,9% ВВП.

Общая мировая тенденция такова: большинство крупных и средних НПФ консолидируются для совместного участия в крупных инфраструктурных проектах, сокращая тем самым риски и повышая эффективность инвестирования. Так поступила, например, Великобритания, где еще в 2011 году была создана Пенсионная инвестиционная платформа (PIP), а в Дании в 2012 году три крупнейших НПФ приняли участие в строительном проекте на основе ГЧП, инвестировав 5 млрд датских крон (около 670 млн евро). Другой важный тренд – создание специальных площадок, которые регулируют потребности в инвестициях и разрабатывают планы по развитию инфраструктуры.

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик отмечает, что банковское финансирование и в XXI веке остается основным источником средств для финансирования инфраструктуры, но если в прошлом веке банковские деньги доминировали, то в этом динамично увеличивается доля институциональных инвесторов – НПФ и страховых компаний, а также различных государственных фондов – пенсионных, резервных, фондов национального благосостояния и пр. Она отмечает, что общая картина на рынке долгосрочных инвестиций в инфраструктуру меняется: пенсионные, суверенные и объединенные фонды финансируют инфраструктурные проекты как и портфельные, и прямые инвесторы, а госфонды лишь «подставляют финансовое плечо» частным инвесторам в крупных проектах.

Желающие есть

Но говорить о том, что отечественные НПФ не хотят инвестировать в проекты ГЧП, тоже неправильно. Почти все опрошенные ГЧП-журналом крупные НПФ заявили о своем интересе к проектам в сфере транспорта, энергетики и коммунальной инфраструктуры. Заместитель гендиректора УК «Лидер» Юрий Сизов говорит, что УК «Лидер» готов участвовать во всех концессионных проектах, где можно структурировать облигационный заем и рассчитать финансовую модель проекта, гарантирующую ставку по облигациям не ниже «инфляция плюс». Но сегодня УК «Лидер», по сути, и так одна из немногих компаний, которая активно работает с проектами ГЧП. Как организатор финансирования УК «Лидер» привлекла 40 млрд руб., которые были направлены на строительство платной автомобильной дороги в обход подмосковного Одинцово, 4 спортивных объектов и 4 комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. Кроме того, компания участвует в организации финансирования концессии волгоградского водоканала, по которой 7 млрд руб. находятся сейчас в размещении.

Возможность участия в инфраструктурных проектах допускает и НПФ «Будущее». При этом, как и в УК «Лидер», там отмечают, что важным фактором для них является обеспечение доходности не ниже уровня инфляции. У НПФ «Будущее» уже есть опыт подобного инвестирования – в июне фонд совместно с другими НПФ («СтальФонд», «ЛУКОЙЛ-Гарант» и «НПФ электроэнергетики») купил инфраструктурные облигации ООО «Магистраль двух столиц», которое создано для реализации проекта строительства и эксплуатации на основе ГЧП 7-го и 8-го участков платной скоростной автомагистрали М11 Москва–Санкт-Петербург. Всего фонды направили 5,5 млрд руб. пенсионных средств на строительство платной дороги М11 (Москва–Санкт-Петербург). Директор департамента инвестирования и доверительных операций НПФ Сбербанка Василий Иванов говорит, что «НПФ Сбербанк также сейчас рассматривает варианты участия в проектах ГЧП в рамках подготовки инвестиционной стратегии на 2016 год, но никаких решений пока нет». Сейчас на рынке есть всего несколько участников, которые готовы к долгосрочному финансированию, констатирует Светлана Бик из НАКДИ. По ее словам, ситуация изменится, когда рынок ГЧП будет структурирован, а государство примет в этом непосредственное участие. Но западным странам потребовалось на это годы, предупреждает она.

Сергей Ершов

banner1
banner2
banner3
banner4
banner5
banner6
Новости Статьи Статья 1 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Новости (стр.1) Спикеры Архив Новости (стр.2) Новости (стр.3) Реклама Новости (стр.4) Подписка Контакты Новости (стр.5) Новости (стр.6) О журнале FAQ Новости (стр.7) Новости (стр.8) Новости (стр.9) Новости (стр.10) Новости (стр.11) Информация о доставке